КУБИЗМ | Печать |
КУБИЗМ, художественное направление нач. XX в., получившее распространение в Европе. Его характеризуют пристрастный интерес к вопросам художественной формы, к конструированию особой «реальности», подчиненной специфическим пространственно-временным отношениям. К. нашел выражение в живописи и скульптуре. Его основоположниками являются П.Пикассо и Ж.Брак. В их ранних кубистических работах (1907—09), созданных под влиянием негритянской скульптуры и посмертной выставки П.Сезанна (1907), формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно и сводятся к простым геометрическим телам: дома — кубы, крыши — пирамиды, стволы деревьев — цилиндры и т. д. Стремясь постичь внутреннюю структуру объема, кубисты показывают предмет с разных точек зрения, в различные временные моменты, а иногда как бы находясь внутри изображаемых объектов, к-рые теряют целостность и распадаются на фрагменты. Период объемного, или сезанновского, К. сменился «аналитическим» периодом (1909—11), когда объект дробится на составляющие «первоэлементы»; в третьем, «синтетическом» периоде (1911—14) связь с реальным предметом почти исчезает, уступая место ритмической организации плоскости холста. Эта стадия К. смыкается с абстракционизмом, и после 1914 г. часть кубистов обращается к абстрактному искусству. Как всякое направление искусства XX в., К. существовал значительно продолжительнее тех границ, к-рые были определены программными произведениями, выставками, выступлениями в прессе. Так, многие скульптуры А.Архипенко, Ж. Липшица, Б.Королева, созданные в 1920-е гг., выражают дух К., его теоретические позиции и художественно-образные установки. И в современном искусстве многие художники развивают идеи К., стремясь к созданию «новой реальности».
 
« Пред.   След. »