КРОКИ | Печать |
КРОКИ {фр.), обозначает быструю зарисовку с натуры; может употребляться и в другом значении — фиксации композиционного замысла в виде рисунка. Термин «К.» малоупотребителен; по смыслу он близок более распространенному термину набросок. КРОМЛЕХ (от бретонск. «круг» и «камень»), древнейшее каменное сооружение, состоящее из мощных глыб, к-рые образуют круг (или концентрические круги) и перекрываются сверху горизонтальными плитами. В центре К. может находиться дольмен или менгир (см.). По одному из предположений, К. — это древнейший храм солнца, сооружение, связанное с солнечным культом и го-ворящее о возможных астрономических познаниях строителей. К. встречаются на разных континентах, но наиболее распростра-нены в Сев. Европе. Особенно известен К. Стоунхендж в Англии, вызывающий интерес историков культуры и поклонников древних культов. КРУГ сценический, или поворотный, часть механического оборудования сцены; служит для удобной и быстрой смены декорации. Осуществление идеи К.с. принадлежит архитектору — машинисту сцены Королевского «Ре-зиденц-театра» в Мюнхене Лауте ншлегеру, к-рый в 1896 г. устроил «вращающийся пол в виде круга диаметром 16 метров». Он поворачивается в антракте, за закрытым занавесом, вывозя на видимую часть сцены заранее заготовленные декорации следующей картины. В 1900 г. начал работать первый в России К.с. в Малом театре в Москве, чуть позже в Московском художественном театре. В 1905 г. в Новом театре (Берлин) состоялась премьера легендарного спектакля по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» режиссера М.Рей-нхардта, где среди ряда других открытий был использован К.с, поворачивавшийся при открытом занавесе, как образ «изменчивой вселенной». К.с. бывают разными по диаметру (от 6—7 м в диаметре до 25 м), накладные, врезные (составляющие часть планшета сцены) и др. КРУЖЕВО, ажурный рисунок, создаваемый переплетением нитей без тканой основы, служащий для украшения изделий из текстиля. К. известно с глубокой древности. Одежда богов и царей на барельефах Др. Вавилона, Ассирии, Египта украшена К. По технике изготовления К. делится на виды: плетеные, шитые, вязаные. Плетеное К. изготовляется с помощью коклюшек по рисунку — «сколку». Шитое К. изготовляется иглой, петельным швом по узору на бумаге. Вязаное К. выполняется крючком или на спицах. Расцвет кружевного художественного ремесла в странах Западной Европы (XVI—XVII вв.) связан с развитием мужского ко-стюма. К. входило в состав одежды кардиналов, придворных, офицеров, им украшались воротники, шарфы, отвороты перчаток. К также украшались алтари, балдахины тронов, царские облачения. Высоким художественным качеством отличались ручные К.: итал. гипюр XVI—XVII вв. (К., состоящее из узоров, соединенных тонкими связками); фламанд. тонкое плетеное плоское К. с особым узором сетки фона — «снежный фон». В Др. Руси было распространено золотое К., «саженое» жемчугом, им украшались одежды царей и бояр, хоромные убранства — сиденья, шкатулки, сундуки. В XVIII в. в металлическое К. стали вводить цветную нить и шелк. К. из металлических ниток сохраняется в XVIII—XIX вв. в народной одежде — в отделке сарафанов, душегреек, кокошников. Со 2-й пол. XIX в. кружевоп-летение из домашнего ремесла переросло в промысел, к-рым занимались десятки тысяч кружевниц в Вологодской, Орловской, Тульской, Вятской, Тверской, Московской и др. губерниях. В XX в. главными центрами круже-воплетения стали Вологда и Елец. В вологодском сцепном К. узор четко отделен от фона, крупные формы орнамента очерчены ровной белой линией на фоне ажурной «решетки» из сквозных кругов, квадратов и шестиугольников. Елецкое К. более воздушно, менее заметен в нем переход от рисунка к фону. В городе Михайлове Рязанской обл. издавна плетут цветное К.
 
« Пред.   След. »