КРИТИКА, Критик | Печать |
КРИТИКА, Критик {от грен, «искусство разбирать, судить»), одна из областей науки об искусстве: анализ и оценка художественных произведений, творчества отдельных художников или художественных объединений, по большей части современных самому К. В отличие от теоретического искусствознания, к-рое занимается более общими закономерностями художественного процесса, от К. требуется, в первую очередь, обостренная чут-кость к конкретным явлениям в искусстве, понимание индивидуальности, намерений, причин удач и неудач отдельных худож-ников, того пафоса, к-рый одушевляет их творчество. Стремясь к объективности, К. тем не менее несет печать индивидуальности, вкуса и стиля самого критика. По мысли Н.Гоголя, в К. виден и разбираемый автор, «и еще более сам разбирающий». С этой т. зр. К. родственна художественному творчеству. К. обращается одновременно и к широкой публике, и к самим художникам, оказывает воздействие на общественную оценку тех или иных произведений, явлений в искусстве. С этим связана ответственность К. перед искусством: она может помочь художнику, может и повредить его становлению. Скульптор О. Роден давал молодым художникам совет, как отличить верную критику от неверной: первая подтверждает сомнения самого художника, вторая противоречит его внутренним устремлениям. К. — неотъемлемая сторона художественного процесса, в течение тысячелетий она сопровождает художественную практику. Выдающиеся образцы литературной и театральной критики содержатся уже в «Поэтике» Аристотеля. «Отцом» художественной критики Нового времени считают П.Аретино (XVI в.). Влиятельными критиками своего времени были Д.Дидро, Э.Ганслик, Дж.Рескин, в России — В.Белинский, В.Стасов, А.Бенуа и др.
 
« Пред.   След. »