КОНТРАСТ | Печать |
КОНТРАСТ (фр. «противоположность»), одно из выразительных средств, свойственных всем видам искусства. Сопоставляя противоположные по характеру формы и тем усиливая воздействие каждой из них, художник решает не чисто формальную, а глубоко содержательную задачу. Он воплощает контрастность, присущую самому замыслу: К. характеров,К. настроений, к-рые сменяют, борются или дополняют друг друга и т. п. В архитектуре и в изобразительных искусствах контрастируют вертикали и горизонтали, крупные и мелкие формы, объемы, плавные и угловатые линии и очертания, светлое и темное, цветовые гаммы и т. д. Причем К. как выразительное средство применяется любым направлением в искусстве, от абстракционизма до реализма (контрасты цветов и форм у В.Кандинского; К. хрупкого и массивного в «Девочке на шаре» Пикассо; К. аскетического облика суриковс-кой боярыни Морозовой — и праз-днично-многоцоветного мира, к-рый выталкивает ее из своей среды ит. д.). В театральном спектакле важное значение приобретает К. атмосферы и ритма сменяющихдруг друга актов, картин, эпизодов; в киноискусстве — К. крупного и общего планов, цветных и черно-белых частей фильма и др. Чередование возвышенно-философских и простонародно-грубых, поэтических и прозаических фрагментов в пьесах Шекспира — одно из многочисленных проявлений К. в литературе. Смена ритма, темпа, динамики, К. звучания разных групп инструментов и человеческих голосов создает выразительность многих музыкальных произведений (резкие смены основного настроения в 1-й части 6-й симфонии П.Чайковского; неумолимое унисонное пение басов — и метания одинокого женского голоса в сцене Судилища из оперы Верди «Аида» и т. д.). При этом самые резкие К. не разрушают эмоционально-эстетическое и стилистическое единство произведения, а раскрывает драматизм, присущий этому произведению в целом.
 
« Пред.   След. »