КОМПОЗИЦИЯ | Печать |
КОМПОЗИЦИЯ {отлат. «связывание», «составление», «соединение»), структура художественного произведения как целого, расположение всех его частей в пространстве (в визуальных искусствах) или во времени, в развитии (в литературе, музыке). К. близка, но не тождественна понятию архитектоника. Чаще всего К. говорят применительно к живописи, в особенности — о структуре сложных сюжетных картин (их иногда и называют К.). Тео-ретиков искусства и нек-рых художников издавна привлекает задача найти общие, даже количественно выразимые законы пост-роения «идеальной» композиции. Особенно характерна такая нормативность для искусства классицизма, академизма. С другой стороны, для художника К. — сильнейшее средство выразительности; композиционное решение выражает пафос конкретного, неповторимого произведения. И если конкретная выразительная К. оказывается соответствующей тем или иным общим «законам К.», это происходит в результате интуитивного творчества художника, а не потому что он сознательно следовал готовой схеме. Понятие «К.» применяется не только к сюжетной картине, существуют декоративные, орнаментальные К.; абстракционисты часто называют свои картины «К.», подчеркивая, что именно взаиморасположение элементов картины, форм, цветовых пятен и заключает в себе их содержание. В традиционной педагогике К. — один из учебных предметов, состоящий в освоении способов работы над сюжетной картиной; так же называют и саму картину ученика, получившуюся в результате занятий К. В то же время «хорошая К.» требуется и при работе над натюрмортом, над наброском или рисунком с натуры и т. д. Под этим обычно подразумевается не столько выразительность целостного решения, сколько логичное, уравновешенное размещение элементов изображения на листе. Во всем этом сказыва-ется нек-рая неопределенность термина «К.» в искусствоведческом и педагогическом обиходе. К. в музыке означает не только структуру произведения (как и во всех других искусствах) но и само сочинение музыки как вид художественного творчества. Характерно, что термин «композитор» («составитель») закрепилось именно за автором музыкальных произведений. К. как учебный предмет означает освоение композиторской деятельности, специализацию студента консерватории. О музыканте говорят: «Окончил консерваторию по классу К.». КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА, музыка, сочиненная с использованием компьютерной техники. Современные изобретения типа синтезатора Муга и компьютера по-зволяют получать звуки, прежде не существовавшие. Компьютеры и синтезаторы используются наряду с традиционными инструментами. Параллельно с этим происходит объе-динение музыкальных направлений: музыки Востока и Запада, серьезной и поп-музыки. По мнению К.Штокхаузена новые направления музыки помогут «проникнуть в подсознание, испытать телепатию... обрести универсальное сознание». КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА, музыка, исходным материалом к-рой служат записанные на пленку разнообразные звуки и шумы естественного и технического происхождения (включая звуки человеческого голоса и музыкальных инструментов). Эти звучания подвергаются механической (изменение скорости и направления движения магнитофонной ленты) и электронной трансформации, а затем монтируются в соответствии с замыслом композитора. Изобретателем К.м. стал фр. инженер-акустик и музыкант П.Шеффер, первые композиции к-рого появились в 1948 г. В 1951 г. Шеффер организовал при Французском радио экспериментальную «Группу исследований в области К. м.», в к-рую вошли композиторы П.Булез, О.Мессиан и др. Из этой группы вырос основанный Булезом в 1975 г. Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем. В последующее десятилетие К.м. окончательно переросла в электронную, а затем и в компьютерную музыку, хотя отдельные ее приемы (введение магнитофонной записи в «живую» музыкальную ткань) продолжают использоваться и сегодня. В России определенную дань К.м. отдали Э.Артемьев, С.Губайдулина, Э.Денисов, А.Шнитке и другие композиторы, работавшие в Студии электронной музыки при музее Скрябина. КОНСЕРВАТОРИЯ (отлат. «охраняю»), учебное заведение, готовящее специалистов в области музыкального искусства: испол-нителей (инструменталистов, вокалистов, дирижеров), композиторов, музыковедов. Первоначально К. назывались городские приюты для сирот в Италии, где детей обучали также и музыке (первая К. возникла в Неаполе в 1537 г.). KXVHI в. К. играли уже большую роль в подготовке му-зыкантов. В России первые К. появились в Петербурге (1862, основатель А.Рубинштейн) и Москве (1866, основатель Н.Ру-бинштейн).
 
« Пред.   След. »