КОМИЧЕСКАЯ | Печать |
«КОМИЧЕСКАЯ», название короткометражных комедийных фильмов периода немого кино. «К.» строилась на эксцентрических трюках, заимствованных из цирковых и мюзик-холльных представлений. Первая «К.» — «Политый поливальщик» (1895, режиссер Л.Люмьер), единственная инсценировка среди люмье-ровских съемок. Простенький сюжет о мальчике, умышленно наступившем на водопроводный шланг, стал темой первого игрового фильма со сценарием и актерами. Поэтика «К.» родилась из иллюзионных трюков, осуществленных новой техникой кино. В них причудливо переплелись мотивы графика Гранвиля (гротескное предвидение будущей цивилизации), живописца А. Руссо (наивные пейзажи парижских пригородов) и писателя Ж.Верна (романтика науки). В феериях Мельеса «Путешествие на луну» (1902), «Путешествие через невозможное» (1904), «Завоевание полюса» (1912) изобретены десятки трюков, к-рые до сих пор ис-пользуются на съемках; освоен цвет (ручная раскраска кадриков — см. Кадр); разработана система актерской игры; применены ускоренная и замедленная съемка, стоп-кадр, и т. д. (см. Экранный язык). Персонажи фр. «комических» создавались по принципу комедии масок, напр. у М.Линдера (см. Искусство киноактера). В амер. кинематографе кануна первой мировой войны складывается комедийная школа М.Сен-нетта — эксцентричная комедия потасовок, основанная на традициях цирка и амер. театра. Сеннет выстраивал «К.» как серию гэгов — невероятных комических трюков, основанных на приемах абсурдного юмора: мотоциклисты мчались по проволоке, автомобили перескакивали через трамваи, силачи размахивали побежденными, как пращой. По Сеннетту, «К.» теряет право на существова-ние, если зритель хоть на секунду задумается над увиденным. Через «максеннеттовское стойло» (как тогда говорили) прошли Б.Китон, Г.Ллойд и Ч.Чаплин, развивший традиции «К.» в будущих глубоко психологичных ролях.
 
« Пред.   След. »