КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ | Печать |
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. «театр» и «профессия, ремесло»), форма первого профессионального театра в Европе. Возникла в Италии во 2-й пол. XVI в. Корни жизнерадостной стихии К.д.а. в народных, площадных зрелищах; представлениях бродячих комедиантов, в ср.-век. фарсах, в карнавалах, в литературе итал. Возрождения и т. д. Главной особенностью К.д.а. было отсутствие текстов для пьес. Актеры играли не по заученному тексту, а по сценарию, к-рый оживляли своей импровизацией. Поэтому сначала К.д.а. называлась Комедией импровизации, или Комедией сюжета, или Комедией Дзанни, к-рые вели интригу. Сюжеты сценариев по преимуществу комические, но были и трагические, трагикомические, пасторальные. Существенным элементом любого представления, даже трагического, были буффонада и лац-Ци (от итал. «действие») — буффонные трюки, не связанные непременно с сюжетом и исполняемые чаще всего одним или двумя Дзанни. Действующие лица К.д. а. — почти без исключения маски, т.е. неизменные образы-персонажи, участвующие в каждом представлении: Дзанни, Доктор, Коломбина, Капитан, Тарталья, Пульчи-нелла, Панталоне и др. Они говорят на различных диалектах итал. языка (что подчеркивается правильным, литературным языком двух пар Влюбленных, носителей лирического начала в К.д.а.). Это было существенным элементом К.д.а. и неисчерпаемым источником шуток и смеха. В эстетической системе К.д.а. наиболее существенны следующие элементы. Театр держится актером-профессионалом, к-рый делает из себя гибкий и послушный инструмент сцены, владеет голосом, телом, словом. Он должен иметь «радостную душу». Если эта радостная душа отлетает, актер перестаетбыть актером. Соединение актеров в труппе — не случайно сколоченный состав, не механизм, а живой организм, ансамбль. Воздействие театра тем сильнее, чем полнее осуществлен в нем синтез искусств: музыки, танцев, слова. К.д.а. стремилась добиваться этого синтеза и одушевлять его вдохновенной актерской импровизацией. Душа спектакля — действие. Динамика — нерв спектакля, но динамика осмысленная, художественно взвешенная. Это — важнейший из заветов, к-рые остались будущему театру от К.д.а. В XVII-XVIII вв., объединяясь в однородные по составу группы, актеры К.д.а. кочуют по Европе, играют в снятых для этой цели помещениях, на городских площадях или в покоях пригласившего их аристократа. В XVIII в. итал. комедианты бывали и в России. К.д.а. оказала плодотворное влияние на таких классиков драматургии, как Ж.Б.Мольер, Ф.Лопе де Вега, К.Гольдони, П.Мариво. В XIX в. К.д.а. находит продолжение в пантомиме и мелодраме. Достижения К.д.а. незаметно вошли в практику всего мирового театра, в его язык, в творчество таких режиссеров как Вс.Мейерхольд, Е.Вахтангов, А. Таиров, Ж.Капо Ж.Л.Барро, Дж.Стрелер и др. КОМИКС (от англ. «смешной»), серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Появилась в кон. XIX в. в газетах США. В сер. XX в. К. — один из популярнейших жанров «массовой культуры». Современные К. в основном утратили комический характер, их сменили К. «ужасов» — о преступлениях, войне; псевдоисторические К.; К., упрощенно перелагающие произведения классиков.
 
« Пред.   След. »