КОЛОКОЛ | Печать |
КОЛОКОЛ, древнейший ударный самозвучащий инструмент. Имеет форму полой, срезанной снизу груши. Звук извлекается раскачиванием т. наз. языка, ударяющего в края К. (характерно для рус. звона), или раскачиванием самого К., ударяющего о язык, или ударом молоточка о К. С древности был ритуальным сигнальным инструментом, позже стал применяться в праздничных шествиях, для созыва населения, сбора войск и объявления тревоги. Все колокола делятся на три типа: западноевропейские, русские, восточно-азиатские. Особое значение приобрели К. на Руси — их называли «звонкими иконами». Русские церковные колокола делятся на три вида: большие (праздничный, воскресный, по-лиелейный и вседневный), средние (тенора и альты) и малые (заз-вонные). Применялись «в подборе» (неповторимом ансамбле К. на каждой звоннице и колокольне). Первоначальное назначение церковных К. — призыв верующих в храм (благовест). Позже звон церковных К. отмечал важнейшие моменты службы, создавая особый эмоциональный настрой (похоронный — «проводной» звон, свадебные звоны). КОЛОКОЛА, ударный инструмент симфонического оркестра, имитирующий колокольный звон. КОЛОМБИНА (от итал. «голубка»), одна из основных масок-персонажей итал. комедии дель арте, служанка, активно участвующая в интриге. Сначала выступала на сцене как «Арлекин в юбке», деревенская дуреха, становившаяся жертвою своей наивности, к-рая, однако, не утрачивала честности и веселого нрава. Стечением времени эта маска как бы раздвоилась, появились две служанки: одна постарше и замужем, другая помоложе. Она и становилась активным орудием интриги. Первой исполнительницей этой роли была Тереза Бьянколелли (1560). На сохранившемся портрете она изображена с корзинкой, в к-рой сидят две голубки. Это и объясняет наименование маски. В XVIII в. под именем Мирандолины К. объявилась в «Хозяйке гостиницы» К.Гольдо-ни. На сцене Итал. комедии в Париже К. превратилась в обычную субретку.
 
« Пред.   След. »