КЛАРНЕТ | Печать |
КЛАРНЕТ (отлат. «ясный»), деревянный духовой язычковый инструмент, представляющий собой цилиндрическую трубу с одинарным язычком и системой клапанов. Как профессиональный музыкальный инструмент К. создан И.Деннером в нач. XVIII в. К. обладает теплым, сочным тембром и предоставляет исполнителю разнообразные выразительные возможности, поэтому применяется в камерных ансамблях наряду с флейтой чаще других деревянных инструментов. В духовых оркестрах К. исполняет один из наиболее выразительных голосов. В симфоническом оркестре применяются два-три, редко — четыре К. КЛАССИКА (от лат. «совершенный», «образцовый»), 1) определение явлений искусства, за к-рыми признана большая и непреходящая ценность, бесспорное значение для художественной культуры человечества. К. часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения к-рых еще не прошли проверку временем. Границы этих областей условны: то, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть само при-числено к К., напр. творчество С.Прокофьева. 2) Конкретный период развития определенной художественной традиции. Напр. др,-греч. К. (см. Античное искусство). КЛАССИЦИЗМ (отлат. «образцовый»), направление в европейском искусстве кон. XVI—нач. XIX в. За это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме т. наз. революционного К., — с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Французской революции, на заключительной стадии своего развития выступил, в частности, в форме стиля «ампир» *- стиля наполеоновской империи. В разных странах К. приобретал и нек-рые национальные особенности. Но существуют и общие черты, выражающие основной пафос этого направления. Искусству К. свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. С этой точки зрения символом К. служит геометрическая планировка королевского парка в Версале. Идеальный герой К. чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим — национальным, государственным, душевные порывы — голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для К. служит античная («классическая»), преимущественно римская, культура. Сюжеты и герои заимствуют-ся из античной мифологии и истории; зодчие подражают и даже копируют римские постройки и декор; само звучание имен античных богов и героев кажется единственно подходящим для высокой поэзии. Искусство К. нормативно. Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство» (1674) обязывает драматурга соблюдать так называемое правило трех единств и устанавливает иерархию «более высоких» и «более низких» литературных жанров. Вскоре такая иерархия возникла и в изобразительном искусстве. Высший жанр — это трагедия или картина на историческую и мифологическую тему. Работу живописца и актера регламентировали каноны выражения того или иного чувства и множество других изысканных условностей. Уподобляясь философии своего времени, к-рая ставила рациональное мышление неизмеримо выше того, что дает познание с помощью чувств, К. не одобряет отображение отдельных, конкретных явлений жизни, стремится к выражению в образах общих идей и потому часто обращается к аллегории. Достоинством К. является представление о важной общественной миссии искусства, о нравственной ответственности художника за то, как его произведения воздействуют на читателя и зрителя. Каноны К. обеспечивали высокий уровень мастерства, культуру и преемственность достижений. С другой стороны, нормативность К. способна приглушать индивидуаль-ность художника, а заданность образцов «высокого искусства» уводит от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, к-рый принято характеризовать термином академизм. Ограниченность позднего К. начали преодолевать другие художественные направления: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализму отображавшие душевный мир конкретного человека, не приукрашенную природу, все многообразие явлений жизни и современных социальных проблем. Высшие и наиболее характерные достижения К. связаны с фр. искусством. К. как направление, отторгающее все, что не вполне подвластно законам логики, наименее отчетливо проявил себя в музыке, к-рая к тому же не имела античных образцов для подражания. Великие композиторы, от Баха до Бетховена, жили в эпоху К., но не могут быть названы его представителями. Это направление связывают с именем ЖЛюлли, автора придворных опер на античные сюжеты и музыки к комедиям-балетам Мольера, нем. композитора К.Глюка, Л.Керубини, писавшего популярные в период революционного К «оперы ужасов и спасения». В России К. утвердился лишь в XVIII в., после реформ Петра I. С его распространением связано литературное творчество В.Тредиа-ковского, М.Ломоносова, А. Сумарокова, В. Капниста, Г.Державина, Я.Княжнина, В.Озерова и др.; создание русского профессионального театра и актерской школы Ф.Волковым и И.Дмитревским. Живописцы А. Иванов, А.Лосенко и др., следуя канонам К., изображали события древней славянской истории. Творчество К. Брюллова и А. Иванова быстро переросло рамки позднего К. Видными скульпторами были И.Мартос, М.Козловский, Ф.Толстой и др. Выдающийся вклад в европейскую культуру представляет собой архитектура рус. К., к-рой присущи ясность, величественная простота, человечность. Зодчие В.Баженов, М.Казаков, А.Воронихин, К.Росси, А. Захаров, Д.Жилярди, О.Бове, Ч.Камерон, Н.Львов, Д.Кваренги и другие создали масштабные ансамбли и общественные здания в Москве и Петербурге, интимные и разнообразные по форме особняки в столичных и провинциальных городах и деревенских усадьбах.
 
« Пред.   След. »