КИНОКОМЕДИЯ | Печать |
КИНОКОМЕДИЯ, вид игрового фильма, в к-ром действие и характеры персонажей трактованы в формах комического. В зависимости от авторского отношения к изображаемому материалу различают К. сатирическую, фарсовую, лирическую, трагикомическую, кинопародию; по принципу организации действия различают К. положений, масок, нравов, идей; по степени условности — К. эксцентрическую, киноводевиль и др. В немом кино короткометражная К. называлась «комическая». Огромная популярность, наравне с трюковой эксцентрической, была у «салонных» К. Э.Любича. В них царили легкий юмор и снисходительная ирония. Любич остроумно плел интригу, добивался элегантной зрелищности («Запретный рай», 1924, «Веер леди Уиндерми-ер», 1925). Традиции «салонной» К. развил Ф.Капра. Блестящий успех в этом жанре сопутствовал Б.Уайлдеру («Некоторые любят погорячее», в советском прокате «В джазе только девушки», 1959). Неореализм представил «комедии по-итальянски»: «Полицейские и воры» (из серии с участием Тото, режиссеры Стено, М.Мони-челли, 1951), антифашистскую сатиру «Необычный день» (режиссер Э. Скола, 1977), сатирическую трагикомедию «Развод по-итальянски» (режиссер П.Джерми, 1961, премия «Оскар»). К испанцам успех пришел в социальной К. — «Добро пожаловать, мистер Маршалл» (режиссеры Л.Берланга и Х.Бардем), в фарсовой трагикомедии — «Палач» (режиссер Л.Берланга, 1963) и аллегории — «Скромное обаяние буржуазии» (режиссер Л.Бунюэль, 1972, премия «Оскар»). Гротескным сочетанием трагического и комического, остротой социально-психологических масок интересны антивоенные фильмы С. Кубрика («Доктор Стрейнд-жлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу», 1963), М.Николса, Р. Олтмена. Отечественную К. создавали Я.Протазанов («Закройщик из Торжка», 1925; «Праздник святого Иоргена», 1930), Б.Барнет («Девушка с коробкой», 1927). Музыкальная К. — один из самых представительных жанров отечественного кинематографа — основывалась на традициях массовой песни. «Веселые ребята», реж. Г.Александров, 1934; «Кубанские казаки», реж. И.Пырьев, 1950; «Сердца четырех», реж. К.Юдин, 1945; «Карнавальная ночь», реж. Э.Рязанов, 1956. Л.Гайдай разрабатывал приемы немой «комической» («Кавказская пленница», 1967) Г.Дане-лия — психологической К. («Афо-ня», 1975; «Осенний марафон», 1979), В.Бортко — социально-психологической («Собачье сердце». 1991), Л.Филатов — трагикомедии («Сукины дети», 1991), Н.Губенко — сатирического водевиля («Из жизни отдыхающих», 1981). КИНОСТУДИЯ, предприятие по производству фильмов. КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО, искусство одной из древнейших цивилизаций, развивавшейся с 4 тысячелетия до н. э. К.и. тесно связано с религиозно-философскими и мистическими учениями, в частности с даосизмом, чань-буддиз-мом. Его своеобразие ярко проявилось в архитектуре, скульптуре, театре, декоративно-прикладном искусстве; большое духовное и общественное значение придавалось музыке. Выдающееся место в мировой художественной культуре принадлежит пейзажной живописи и поэзии древнего и ср.-век. Китая. К.и. оказывало длительное влияние на развитие японского искусства и, как и последнее, влияло на европейское художественное сознание ХГХ—XX вв. Литература: Виноградова Н.А., Николаева НС. Искусство стран Дальнего Востока // Малая история искусств.— М., 1979; Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись,— М., 1982; Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая,— М., 1975; Китайская пейзажная лирика,— М., 1984; Мастера искусств об искусстве. Т. 1.-М., 1965.
 
« Пред.   След. »