КИНОИСКУССТВО | Печать |
«КИНОЗВЕЗДА», понятие, возникшее в американском кино в 1910-е гг. Киноактриса или киноактер, завоевавшие наивысшую популярность. КИНОИСКУССТВО, вид художественного творчества, сформировавшийся на технической базе кинематографии; важнейшая составная часть экранного искусства. К. — синтетическая форма творчества, обладающая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки». К. расширяет возможности образной выразительности и усиливает общественный резонанс художественной деятельности. Используя драматические, языковые, живописно-пластические и музыкальные элементы, игру актеров, К. не дублирует и не заменяет литературу, живопись, музыку, а преломляет их опыт в соответствии со спецификой экранного творчества. К. называют «десятой музой». Исторически К. возникло вместе с кинематографом. Уже в первые киносеансы (конецХ1Хв.) наряду с хроникальными картинами включались игровые ленты — т. наз. «комические», мелодрамы, приключенческие фильмы, в сущности, принадлежащие к сфере искусства, хотя их авторы были еще далеки от понимания специфических возможностей кино (см. Кадр; План; Ракурс; Съемка; Монтаж). К сер. 1910-х гг. усложнилась драматургия фильма, сделались совершеннее его изобразительно-пластическое решение и актерское исполнение, изменилась форма музыкального сопровождения (от импровизаций пианиста-тапера до специально написанных партитур для больших оркестров), завершалось формирование системы видов и жанров. К кинематографу начали относиться как к искусству. К., соответственно, стало влиять на традиционные виды искусства. Основной вид К. — художественный фильм. В сферу К. входят также анимационный фильм, хроникальный фильм и видео-клип, созданные по законам искусства. В жанровой структуре с первых лет кино приоритет имели комедия, «фильм плаща и шпаги» (см. Приключенческий фильм), мелодрама, детективный фильм, вестерн, «фильм ужасов» и боевик. Освоение опыта других искусств органично вписывалось в общие процессы поэтики кино. Пове-ствовательность К. обусловила наиболее тесные связи с прозой и театром. 20-е гг. в К. ознаменованы поисками живописно-пластической и ритмической выразительности экранного образа. Нем. экспрессионизм (подчеркнутый грим, искаженные пропорции, утрированные рисованные декорации) и фр. импрессионизм (обилие фотографических живописных эффектов) — наиболее яркие художественные течения этой творческой ориентации, наложившие отпечаток на многие кинонаправления и национальные школы (см. Авангард). Экспериментальное К. наиболее полно впитало изыски поэзии и живописи, воплощенные в футуризме, конструктивизме, сюрреализме. Разрабатывались принци-пы метафорического «поэтического» фильма — сопоставления разнопорядковых явлений и формирования общего смысла на ос-нове их столкновения,— абсолютизированные в теории «интеллектуального кино». Были освоены жанры трагедии и притчи. С введением звука К. обогатилось звучащим словом, естественными шумами, более гибкими формами музыкального сопровождения. К. ассимилировало и технические новшества: цветное изображение, увеличенные пропорции экрана. Неореализм декларировал как основной принцип экранную реконструкцию жизненного потока, что стимулировало развитие выразительных средств К. Существенные изменения в сферу К. внесло телевидение. Появились новые художественные течения («новая волна», «прямое кино», «синемаверите», т. е. «киноправда», «свободное кино»), фильмы нестандартной длительности. Картины начали создавать в двух вариантах — кинематографическом и телевизионном. В экранном творчестве стали использоваться полифонические формы, напр., сплав хроники, анимации и инсценировки, коллаж из пластических, музыкальных, титровых и текстовых цитат; звукозрительный контрапункт (см. Сценарий); экранный «внутренний монолог», «поток сознания» (см. Кинодраматургия) и прямое личное обращение к зрителю. Возрождаются старые жанры, особенно мелодрама (см. также Искусство киноактера; Операторское искусство; Режиссер в кино).
 
« Пред.   След. »