Мелодрама — основной жанр кинематографии Востока | Печать |
Мелодрама — основной жанр кинематографии Востока. Открытие многолинейного киносюжета связано с фильмом Д. Гриффита «Нетерпимость» (действие четырех новелл развивается параллельно: в Др. Вавилоне, в Иудее, в ср.-век. Франции и в современной Америке). Советское кино («Стачка», «Октябрь», «Арсенал») вывело на экран нового героя — восставший народ. Новая образная система — сплав факта и метафоры, документа и поэтического обобщения. Новую К. создавали режиссеры С.Эйзенштейн и А.Довженко, как правило, в процессе съемок и монтажа. Н.Зархи, кинодраматург и теоретик, разрабатывал тему судьбы человека в революции («Мать»). Стремился ориентировать сценарную поэтику на чистый киноязык. Главный, неоконченный теоретическпй труд назвал «Кинематургия»: из обозначения новой профессии было ис-ключено слово «драма». Если в эпоху немого кино считали, что кинодраматургу свойственны «глухота и обостренное зрение», и никакого отношения к литературе его творчество не имеет, то с введением звука одно написание диалога потребовало писательского мастерства (см. Фабула, Сюжет; Конфликт). В К. пришли У.Фолкнер, Э.Хемингуэй, Б.Шоу, ГУэллс, М.Булгаков, Н.Эрдман, И.Бабель, В.Катаев. В сценарных структурах 30-х гг. преобладали принципы драмы. Сценарий «Машенька» (1942) Е.Габриловича развивал повествовательную К. В послевоенном киноискусстве появились новые художественные течения, изменившие содержание и систему выразительных средств К. Неореализм демократизировал экран, устремился к повседневности, обратился к документированным сюжетам. Принципы новой К. сформулированы в манифестах и сценариях Ч.Дзаваттини. Теория и практика К. обусловлена различными концепциями «авторского кино», в к-рых анализировался реальный опыт ярких мастеров киноискусства, совмещавших в одном лице режиссера и сценариста (С.Эйзенштейна, А.Довженко, Ч.Чаплина, А.Тар-ковского, В.Шукшина, И. Бергмана, Ж.-Л.Годара, Дз.Вертова, А.Хичкока, Ф.Феллини, А.Рене). Многие приверженцы «авторского кино» отказались от сотрудничества со сценаристами и декларировали индивидуальное художественное самовыражение посредством «камеры-пера» (А.Аст-рюк), по аналогии с творчеством писателя или живописца. В современной К. наряду с традиционным сквозным построением фабулы (жесткая причинно-следственная событийная связь) используются более сложные формы изложения: сюжет-обозрение или сюжет-путешествие, представляющие жизнь «в разрезе» («Мне двадцать лет», 1965, сценарий М.Хуциева и Г.Шпаликова). Широко распространен принцип «внутреннего монолога», теоретически обоснованный еще Эйзенштейном («Жертвоприношение», 1986, сценарий А.Тарковского). Создаются словесно-образные конструкции, непосредственно передающие динамику человеческого сознания, когда К. определяется движением мысли, эмоций, воспоминаний героя («Восемь с половиной», 1963, сценарий Ф.Феллини и Э.Флайяно). Остается популярной композиция фильма из новелл (эпизодов), показывающих события или героя с точки зрения различных персонажей, известная по фильмам: «Великий утешитель» (1933, сценарий Л.Кулешова и А.Курса); «Гражданин Кейн» (1941, сценарий О.Уэллса и Г.Манкевича, премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий); «Расемон» (1950, сценарий А.Куросавы и С.Хасимото) идр. Жанры К.: трагедия, психологическая киноповесть и драма, кинороман, эпопея, комедия, мелодрама, вестерн, детектив и др. Часто используются смешанные формы, напр. трагикомедия. Происходит интенсивный процесс модификации жанров.
 
« Пред.   След. »