КВИНТЕТ | Печать |
КВИНТЕТ (от лат. «пятый»), 1) ансамбль из 5 исполнителей — инструменталистов или вокалистов. К., обычно именуемый фортепианным, включает, как правило, фортепиано и струнный квартет. Обычный состав духового К. — флейта, гобой, кларнет, фагот и валторна; джазового — саксофон, труба, фортепиано (или гитара), контрабас и ударные. 2) Музыкальное произведение для 5 инструментов или певческих голосов. Струнный К. и К. для струнных и духовых инструментов сложились в XVIII в. (Л.Боккерини, Й.Гайдн, В.Моцарт). В ХГХ—XX вв. получил распространение фортепианный К. Вокальный К. может быть частью оперного действия, оратории, кантаты (напр. квинтет из оперы Ж.Визе «Кармен»), КВИПРОКВО (лат. «принять одно за другое»), недоразумение, путаница, из-за к-рой персонаж принимается за другого (напр., Хлестаков — за ревизора). К. может быть источником как комической, так и драматической ситуации. КЕРАМИКА (греч. «гончарное искусство»), изделия и материалы из глин и их смесей с различными неорганическими соединениями, закрепленные обжигом. К. составляет обширную область декоративно-прикладного и монументального искусства; пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную утварь, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие керамические из-делия. К. — распространенный вид строительных и декоративных материалов (кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, архитектурные детали). Основные технологические виды К.: гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. К. использовалась человечеством еще на заре его существования (изображения людей и животных в эпоху неолита). Благодаря четкости и устойчивости видов орнаментики К. служит основой определения многочисленных археологических культур. Важное место в истории К. занимает К. Др. Греции (классические типы терракотовых сосудов с богатейшей вазописью, статуэтки, декоративные архитектурные детали). В Китае в VI—VII вв. появился фарфор. Китайская К. благодаря техническому и художественному совершенству, богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамическое производство. В странах Ближнего и Ср. Востока в ср. века достигает расцвета архитектурный декор. Замечательные фигурные сосуды в VII—XV вв. были созданы в Др. Америке. В Европе керамическое производство вновь интенсивно развивается в эпоху Возрождения (итал. красочная майолика, фр. фаянс). В XVII—XVIII вв. знаменит фаянс голландск. города Дельфта. В XVIII в. в Германии изобретен фарфор. В Др. Руси в X в. на гончарном круге выполнялись сосуды различных форм, украшенные резным линейным геометрическим декором, а с XI в. — росписью с применением цветной глазури и эмали. В XVIII в. наряду с гончарными изделиями стала выпускаться майоликовая посуда. В ХГХ—нач. XX в. возникали и развивались художественные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково). В кон. ХГХ—XX в. к К. обращаются крупные худож. центры (Абрамцево в России, Баухауз в Германии), архитекторы и художники (П. Пикассо, Ф.Леже во Франции, А.Гауди в Испании, М.Врубель, К.Сомов, С.Чехонин, В.Фаворский, В.Мухина в России). Развитие получила декоративная архитектурная и садово-парковая К.: панно, рельефы, облицовка фасадов зданий, станций метрополитена, бассейнов и др. (см. также Изразцы; Майолика; Фаянс). КИНЕМАТОГРАФ (от греч. «движение» и «пишу, изображаю»), область художественной, экономической и промышленной деятельности по обеспечению производства и демонстрации фильмов. Термин «К.» появился и стал общепринятым во фр. варианте — «синематограф», обозначавшем сис-тему создания и показа фильмов, разработанную братьями Люмьер. Особенности К.: фиксация фаз движения объекта на кинопленке в виде ряда последовательных фотоснимков (кадров киноизображения) и проекция движущегося изображения на большой экран. Производство фильма осуществляется на киностудии, показ — в кинотеатре, на кинопередвижках, по телевидению, в форме видеокассет и видеодисков. Современная техника способствует воплощению самых сложных художественных замыслов; ее достижения способны изменить представление о монтажной природе киноязыка, сблизить кино- и театральную манеру актерской игры. Дальнейший прогресс кинотехники и связанного с ней экранного языка зависит в первую очередь от применения телевизионных методов и видеотехники, минуя трудоемкий процесс проявления и печатания кинопленки. Разрабатывается технология проекции в кинозалах средствами кабельного телевидения. Все более широкое распространение получает видео-фильм (см. Киноискусство; Звуковое кино; Немое кино и др.). КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (от греч. «приводящий в движе-ние»), направление в современном искусстве, связанное с созданием движущихся изменчивых форм. Эти изменения могут быть реальными (см. Мобиль) или являться оптической иллюзией, достигаемой с помощью современных технических средств. К.и. нашего времени предшествовали попытки передать движение в изобразительном искусстве 1-й трети XX в.: в Футуризме, конструктивизме, деятельности Баухауза и др. КИНОВЕДЕНИЕ, область науки, изучающая кинематограф как вид искусства и средство массовой коммуникации: его сущность и специфику, происхождение, общественные функции. К. исследует теорию и историю кинематографа, вт. ч. актерское творчество, режиссуру, искусство оператора и художника, проблемы кинодраматургии, киномузыку; неотъемлемая часть К. — кинокритика; вспомогательные дисциплины К. — фильмогра-фия и кинобиблиография. По своему предмету К. граничит с эстетикой, социологией искусства, психологией, литературоведением и другими науками, пользуется их терминами. Литература. Л.Муссинак. Рождение кино.— 1925; Д.М.Куасак. История кинематографа от его зарождения до наших дней.— 1925; Ж.Деланд. Сравнительная история кино.— 1966; Всемирная фильмография: В 46 т. Под ред. Ж.Митри. Изд. с 1966. КИНОДРАМАТУРГИЯ, литературно-кинематографический вид творчества. Произведение К. — сценарий. К. называют также теорию построения сценариев и совокупность киносценариев. А.Вознесенский, первый рус. кинодраматург эпохи немого кино, считал эту «немоту» определяющим художественным принципом. «Искусству молчания» посвящена его пьеса «Королева экрана». Отстаивал «кинопрозу» в противовес драматическому направлению К. (минимум внешней динамики, но подробное описание среды, обстановки действия, рассказывающих о героях больше, чем они сами говорят о себе). К. рубежа XIX и XX вв. — это приключенческие фильмы, кинокомедии и фр. жанр — мелодрама, ставший особенно популярным в кинематографе. Идеальный герой, беззащитная героиня, коварный злодей, добродетель, злой рок — органично перебрались из театра на экран. Конструкции мелодрамы использовались в лучших рус. («Молчи, грусть, молчи», 1918, с В.Холодной и В.Полонским, режиссер П.Чардынин) и нем. немых фильмах («Голубой ангел», 1930, с М.Дитрих и Э. Яннингсом, режиссер Дж.Штернберг). В предвоенные годы появились т. наз. блистательные мелодрамы: «Дама с камелиями» с Г.Гарбо, «Мост Ватерлоо», «Леди Гамильтон» с В.Ли и др. Позже сенсационный успех имели мелодрамы об идеальной любви — «Мужчина и женщина» (режиссер К.Лелуш, 1966), «История любви» (режиссер А.Хиллер, 1970).
 
« Пред.   След. »