КАПРИЧЧО | Печать |
КАПРИЧЧО, каприччио, каприс (от итал. и фр. «прихоть», «каприз»), общее название инструментальных сочинений, характер к-рых был различен в разные исторические эпохи. Поначалу (кон. XVI — нач. XVII в.) — пьеса свободного строения, близкая фантазии, ричеркару, часто с введенными звукоизобразительными приемами (напр. «К. на отъезд возлюбленного брата» И.-С.Баха); потом (кон. XVIII-ХГХ в.) — виртуозные скрипичные, затем — фортепианные пьесы в блестящем, эффектном стиле с частой, капризной сменой настроений. Оркестровые К. Н.Римского-Корсакова («Испанское К.»), П.Чайковского («Итальянское К.») отмечены национальным колоритом, своенравными переменами движения, оркестровым блеском. «КАПУСТНИК», шуточное юмористическое представление, к-рое устраивается работниками театра для узкого круга приглашенных. По одной из версий, «К.» получили названия от традиционного великопостного блюда — капусты, т. к. происходили обычно во время Великого поста. В Москве первые «К.» в виде закрытых вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и литературы, одним из основателей к-рого был К.Станиславский. С 1902 г. такие вечера стали проводиться в Московском Художественном театре, затем и в других театрах. На основе этих «К.» возник театр-кабаре «Летучая мышь» (1908). Сейчас «К.» устраиваются гл. обр. в дни праздников и юбилеев. «К.» получили широкое распространение как вид художественной самодеятельности, носящий большей частью дружески-сатирический характер, основанный на местном злободневном материале и интересный, в первую очередь, для сотрудников театра или др. учреждения, где проводится «К.», для коллег и близких.
 
« Пред.   След. »