Контраст | Печать |

Контраст является одним из важнейших формообразующих элементов живописи. Цветовая гармония, колорит/светотень в живописи построены зачастую по принципу контраста. Символика контраста часто используется в живописи для передачи определенного философского мировоззренческого содержания. Явление контраста использовалось художниками с возникновения живописи, но первым его описал Леонардо да Винчи: «Из цветов равной белизны и равно удаленных от глаза тот будет на вид наиболее чистым, который округлен наибольшей темнотою, и наоборот, та темнота будет казаться наиболее мрачной, которая будет видна на наиболее чистой «белизне», каждый цвет лучше распознается на своей противоположности» . При изучении явлений контраста с научной точки зрения выделяют два аспекта проблемы психофизиологический и эстетический. Выводы, полученные при изучении явлений контраста психологами и физиологами, могут служить объективной научной основой для изучения теории контраста в художественной практике как одного из средств художественной выразительности в живописи. Художник в творческой практике изучает законы проявлений контраста: он наблюдает и изучает, во-первых, контрасты в постоянно изменяющейся природе и, во-вторых, на плоскости изображения (бумаге, картоне, холсте) контрастное влияние двух или нескольких цветовых тонов, или мазков. Предметом изучения для художников является также зависимость контраста от площадей цвета, вызывающих это явление. Контрасты разделяются на две группы - ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждой из групп различают три вида контраста: одновременный, последовательный и пограничный (или краевой). Одновременный световой контраст. Художники часто сталкиваются с явлениями ахроматического, или светового, контраста, суть которого заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, а темное на светлом темнее, чем оно есть на самом деле. В первом случае контраст называют положительным, во втором случае отрицательным. Условно пятно, окруженное более светлым или, темным тоном, называют «реагирующим полем», а фон -«индуктирующим полем». Исследования одновременного светового контраста выявили, что реагирующее поле всегда изменяет светлоту более заметно, чем индуктирующее, что при чрезмерно больших яркостях явление контраста ослабевает, что эффект одновременного светового контраста зависит как от абсолютной яркости, так и от разности яркостей реагирующего и индуктирующего полей. При очень низких или высоких различиях в яркости контраст отсутствует или весьма незначителен. Одновременный световой контраст зависит от размера площадей реагирующего и индуктирующего полей. Чем меньше реагирующее поле, тем сильнее в силу контраста оно высветляется. При равной яркости большая площадь реагирующего поля всегда кажется темнее меньшей площади индуктирующего поля. Одновременный световой контраст зависит также от конфигурации реагирующего поля (крут, кольцо, квадрат или буква на одном и том же фоне в равных условиях освещения сопровождаются контрастом различной силы) и от расстояния между реагирующим и индуктирующим полями. Сила контраста уменьшается при увеличении расстояния между контрастирующими полями. Одновременный световой контраст проявляется не только в потемнении или посветлении реагирующих полей, но и в кажущемся изменении их размеров. Светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно есть на самом деле, и наоборот, темное пятно на светлом фоне кажется меньше. Кажущееся изменение линейных размеров при одновременном световом контрасте называется иррадиацией. На явление иррадиации обращал внимание еще Леонардо да Винчи, который говорил: «Из предметов, равных по темноте, величине, фигуре и расстоянию от глаза, тот будет казаться меньшим, который будет виден на фоне более блестящем или белом. Этому нас учит солнце, видимое за безлиственными деревьями, когда все их ветви, находящиеся против солнечного тела, настолько уменьшаются, что становятся невидимыми; то же самое произойдет и с древком» помещенным между глазом и солнечным телом» Явление контраста зависит также от освещенности. При освещенности 100 лк контраст проявляется сильнее чем при освещенности 500 лк. Большой вклад в изучение явления контраста внес Б.М.Теплов. Одновременный цветовой контраст. Этот контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического цвета ахроматическим, в результате чего происходит видимое изменение цветового тона, сопровождающееся одновременным изменением его светлоты и насыщенности. Особый интерес представляет контраст дополнительных цветов. При рассмотрении дополнительных цветов с близкого расстояния заметно повышение насыщенности и светлоты (яркости) цветов, новых же оттенков в восприятии этих цветов не возникает. При рассмотрении дополнительных цветов с далекого расстояния вступает в силу закон оптического смешения цветов, сопоставляемые дополнительные цвета тускнеют и в целом превращаются в серое пятно. Изменение цветового тона в результате действия одновременного цветового контраста (по результатам эксперимента Б.М.Теплова) зависит от следующих причин: разницы светлое сопоставляемых цветовых тонов. Одновременный цветовой контраст наиболее заметен при приблизительном равенстве светлое сопоставляемых цветов или в том случае, когда реагирующее поле несколько светлее индуктирующего;насыщенности сопоставляемых цветовых тонов; размеров площадей реагирующего и индуктирующего полей или от расстояния до точки наблюдения. До определенного расстояния контраст увеличивается пропорционально расстоянию, затем начинают действо¬вать законы оптического смешения цветов и контраст исчезает. Исследования Б.М.Теплова показали, что при сопоставлении холодных цветов возникает более сильный контраст, чем при сопоставлении теплых, и что эффект контраста зависит от яркости и освещения. Слабое освещение повышает эффект контраста, а сильное уничтожает. Художники в практике живописи часто применяют метод контраста цветовых тонов по насыщенности, чтобы акцентировать чистоту, звучность того или иного цвета. При сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) возникает больший эффект контраста, чем при сопоставлении насыщенных цветов. Контраст по насыщенности виден и при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На черном или темно-сером фоне цветовой тон воспринимается менее насыщенным и, наоборот, на белом или светло-сером фоне - более насыщенным. Пограничный контраст. Явления пограничного цветового контраста возникают на границе двух смежных цветовых тонов. Например, желтый цвет на границе соприкосновения с красным цветом приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного цвета эффект ослабевает. На возникновение пограничного контраста влияет площадь реагирующего поля. Если площадь реагирующего поля мала по отношению к площади индуктирующего поля, пограничного контраста не возникает, если площадь реагирующего поля велика по отношению к площади индуктирующего поля, возникает пограничный контраст. Пограничный и одновременный контрасты проявляются всегда вместе, но при одних условиях проявляется ярко один контраст, при иных условиях - другой. Пограничный световой контраст проявляется тогда, когда рядом расположены две полосы, различные по светлоте. Часть светлого участка, находящаяся рядом с темным, выглядит светлее, чем остальной светлый участок. Создается впечатление пространственной вибрации и эффекта объемности. Это свойство пограничного контраста необходимо учитывать художникам-текстильщикам в практической работе и художникам-живописцам при работе с натурных постановок, в которых используются орнаментированные ткани. Явления пограничного цветового и светового контрастов возникают в том случае, если контрастирующие цвета расположены непосредственно друг около друга, и практически совершен¬но исчезают, если между контрастирующими цветами расположена, хотя бы очень узкая темная или светлая полоса.
polisosago.ru - это осаго расчет петербург Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Совтрансэкспорт - это переезды грузовые перевозки в петербурге
www.osdn.ru - это грузовые перевозки петербург
Первое туристическое агентство - это заказать путешествия петербург
spbcentre.ru - питер районы
магазин Биттех - Цифровые видеокамеры цены в спб
кафе vkusplus - это недорогие кафе
Ваш on-line офис - это предложения: проектирование зданий и сооружений
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ИТСК" - это строительство домов в спб
Чехов Отель - отель в петербурге

Последовательный контраст. Когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему, что объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветового тона, так как цветовое и световое ощущения имеют длительность и продолжаются еще некоторое время, а предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения. Например, если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, то возникает зеленоватый оттенок серого цвета. Последовательный контраст иногда вызывает и воспроизведение формы предыдущего цветового тона. Однако явления последовательного контраста возникают только при восприятии насыщенных цветов. Малонасыщенные цвета не вызывают последовательного контраста. 

 
« Пред.   След. »