КАМЕРНАЯ МУЗЫКА | Печать |
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от лат. «комната»), вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для К.м. характерны специфические вокальные и инструментальные составы (от одного исполнителя до нескольких, объединенных в ансамбле), нек-рые особенности музыкального изложения: детализация выразительных средств, тенденция к равноправию голосов и т. п. К.м. обладает большими возможностями передачи лирических эмоций, тонких душевных состояний человека. Первоначально К.м. называлась светская музыка, в отличие от музыки церковной. Впоследствии, в связи с зарождением и развитием симфонии и симфонической музыки, термин часто стали относить лишь к произведениям, рассчитан ным на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В это время определя-ются и жанры К.м. — соната, трио, квартет, камерная песня и романс, инструментальные миниатюры, к-рые, как и вокальные, нередко объединяются в циклы. Предназначенная в XVIII в. для музицирования в узком кругу знатоков и любителей, К.м. вскоре вышла на концертную эстраду. Для этой цели строились специальные концертные залы (напр. Малый зал Московской консерватории, Малый зал им. Глинки в Петербурге). В последние десятилетия, однако, К.м. стали исполнять и в больших залах. КАМЕРТОН (от нем. «комната» и «звук»), инструмент для фиксации и воспроизведения стандартной высоты музыкальных тонов. Используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов, в хоре и т. п. В настоящее время принят К., дающий 440 колебаний в секунду и обозначающий ноту «ля» первой октавы. Иногда термин употребляется в быту как указатель образца для подражания («нравственный К.»), основного направления, вектора (напр., «К. дискуссии») и т. п. КАНОН (греч. «правило», «мерило», «предписание»): 1) Совокупность правил создания художественных произведений определенного жанра и содержания, действующая на протяжении более или менее длительного исторического периода. В древности и в сред-ние века К. регламентировали творчество во всех видах искусства. В изобразительном искусстве Египта, Греции, средневековья, а также художниками Возрождения разрабатывались К. изображения человека, основанные гл. обр. на количественных соотношениях частей лица и тела. В религиозном искусстве каноническим является выбор цвета, композиция, иконография, особенности произведений музыкального, поэтического творчества и т. д. К. классицизма — это правила сочинения пьесы (см. Три единства), сценического ловедения актера, постановки ног в балете (см. Позиции) и др. Применительно к искусству последующих эпох уместнее говорить не о К., а о стиле, к-рый тоже определяет выбор художником тех или иных выразительных средств, но далеко не так однозначно, как К. В К. закрепляется эстетический идеал людей определенной эпохи и их представления о том, какое духовно-воспитательное воздействие должны оказывать художественные образы. Пока эти идеалы и цели остаются значимыми для конкретного художника, К. помогает ему творить. Когда же это согласие нарушается, художник не может плодотворно работать в К., и последний превращается в формальное, навязанное правило, не дающее проявиться творческой индивидуальности. К. в музыке — полифоническая форма, в к-рой все голоса исполняют одну мелодию (в простом К.; в сложном — две и более мелодий), начиная ее разновременно, при этом каждый голос вступает раньше, чем мелодия окончилась у предыдущего. (Напр. К. «Какое чудное мгновенье» из первого акта оперы Глинки «Руслан и Людмила».) Мелодия может повторяться с той же ноты или с другой, в том же ритме или в другом. Различают конечный и бесконечный (круговой, возвращающийся к своему началу) К. 2) Жанр византийского богослужебного пения из нескольких песен, «од»; 1-я строфа (или 1-й тропарь) каждой песни — ирмос — модель для последующих тропарей. К. составляли Андрей Крите кий (Великий покаянный К.), Иоанн Дамаскин, Косма Майюм-ский. С XII в. жанр К. получил распространение на Руси. КАНТАТА (итал., от лат. «пение»), один из основных жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев — многочастное. От оратории отличается, как правило, меньшими размерами. Поначалу термин относился к вокальной музыке, в противоположность «сонате» — музыке инструментальной. Известны как светские, так и церковные К. Большое количество образцов жанра оставил И.С.Бах, в творчестве к-рого К. заняла центральное место. Бах синтезировал черты светской и церковной К. Уже в творчестве венских классиков (Й.Гайдн, В.Моцарт) К. занимает значительно меньшее место, а в эпоху романтизма она представлена лишь несколькими произведениями. К жанру К. обращались многие рус. композиторы: П.Чай-ковский, Н.Римский-Корсаков, М.Балакирев, А.Глазунов и др. Выдающимися образцами являются К. С.Танеева «Иоанн Дамас-кин» и «По прочтении псалма». В XX в. развивали и обогатили жанр К. С.Рахманинов, С.Прокофьев, Г.Свиридов.
 
« Пред.   След. »