КАЛОКАГАТИЯ | Печать |
КАЛОКАГАТИЯ (от греч. «красивый» и «хороший», «добрый»), «прекраснодоброе», древнее понятие, выражающее единство красивого и доброго в телесном облике человека, в укладе жизни, в произведениях ремесла и искусства. В Греции периода классики К. — внешнее выражение добродетели в здоровье, красоте, силе, благополучии, изобилии, в бодрости и покое, в соблюдении меры, обычаев и т. д. К. — полная гармония душевного и телесного. Художественным воплощением К. считают т. наз. «канон» Поликлета — статую «Дори-фора». Понятие «К.» наибе•'е? емко характеризует и искусство античной Греции в целом, его неповторимый вклад в культуру. К. — это и психологическая установка, благодаря к-рой человек всегда свободно выбирает «наилучшее», гармоничное, соразмерное, соответствующее моменту. Этому помогает приобщение к «прекраснодоброму» искусству: созерцание идеальных образов, участие в хороводах, воздействие определенных музыкальных ладов и ритмов и т. д. На следующем историческом этапе равновесие внешнего и внутреннего оказывается поколебленным в сознании греков: красоту отнимает время, богатство может стать помехой добродетели. На первый план выступают нравственные качества. В искусстве это проявляется во внимании к внутреннему миру конкретного человека, к-рый выражается в его не идеализированном внешнем облике. К. христианского искусства — это красота святости, образ Бога в человеке и всего того, что помогает восстановить в себе этот образ. Наличное состояние греховного мира с его противоречиями не изображается в этом искусстве. Искусство Нового времени, обособившись от богослужебной практики, расширяет возможности эстетического освоения мира, но постепенно утрачивает связь с духовно-нравственной проблематикой. (Л.Толстой даже полемически утверждал, что этическое и эстетическое взаимно исключают друг друга). Критерии оценки искусства в современной профессиональной среде имеют мало общего с К. Тем не менее стремление в новых формах воплотить «красоту добра» присутствует и в творчестве многих крупных мастеров XX в. Понятие «К.» имеет педагогическое значение. Она сохраняется в фольклоре (лишенные двусмысленности образы добрых и злых героев сказки), близка ребенку (к-рый неспроста изображает добрых персонажей с помощью своих любимых, «красивых» красок). Начиная работу по художественному воспитанию, педагог должен охранять эту нерасчлененность добра и красоты, лишь в дальнейшем помогая ребенку осознать сложность их взаимоотношений в жизни и в искусстве.
 
« Пред.   След. »