КАВАТИНА | Печать |
КАВАТИНА (от итал. «извлекать»), небольшая лирическая ария. Наряду с виртуозными распространены и песенные по мелодизму К. созерцательного плана в умеренно-медленном темпе. Нек-рые К. являются развернутыми ариями (Людмилы в «Руслане и Людмиле» М.Глинки, Кончаковны в «Князе Игоре» А.Бородина). КАДЕНЦИЯ (отлат. «падающий», «оканчивающийся»), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение. 2) Виртуозное соло в вокальной пьесе (напр. оперной арии) или инструментальном концерте, к-рое первоначально импровизировалось солистом-исполнителем (см. Импровизация). Со времен В.-А.Моцарта и Л.-В.Бетховена К. создается самими композиторами. К. предназначается для выявления исполнительского блеска солиста и содержит большие технические трудности. КАДР (фр. «рама»), наряду с планом и ракурсом обязательный элемент экранного языка. Понятие, выражающее протяженность изображения во времени. Различают длинный (или медленный) К. и короткий (или быстрый) К. Кинокадр — фотографическое фиксирование на кинопленке фаз движения или статического положения объектов съемки. Кино-кадр состоит из моментальных фотографий, каждая из них называется кадриком. В результате быстрой смены кадриков (24 к/с) на экране возникает движущееся изображение. Элементы зрительной формы К.: линейное построение, ракурс, оптический рисунок (т. е. характер освещения), пространственные границы, колорит. К. обретает свое окончательное значение лишь в контексте монтажной фразы или фильма в целом. «Мыслить кадрами, то есть представлениями как бы уже заснятых вещей идействий, монтируя, собирая их в сюжет», — призывал Л.Кулешов. В форме К. была реализована движущаяся фотография братьев Люмьер: первые фильмы «Выход рабочих с завода», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» состоят из одного К. (1-2 мин). Первые известные опыты разбивки эпизода на К. осуществили режиссеры Дж.А.Смит и Д.Уильям-сон. В фильме «Нападение на миссию в Китае» (1900) Уильям-сон склеил эпизод на балконе виллы из двух К.: жена миссионера, к-рая зовет на помощь, размахивая белым платком, и отряд англ. морской пехоты, заметивший сигнал бедствия. К. необычайной пространственной емкости и ком позиционной выразительности создавал С.Урусевский (см. Кадрирование; Монтаж; Операторское искусство).
 
« Пред.   След. »