КАБАРЕ | Печать |
КАБАРЕ (фр. «кабачок»), ревю-представление, происходящее в кафе, баре или ресторане (напр., «Мулен Руж» в Париже). Перво-начально (80-е гг. XIX в. во Франции) — литературно-художественные кафе, в к-рых выступали поэты, музыканты, актеры (рас-певали злободневные песенки, разыгрывали сатирические сценки). Программу вел конферансье, представлявший выступавших, шутивший со зрителями, поддерживая атмосферу общего веселья. Постепенно К. стала посещать посторонняя публика, и они вскоре потеряли свой импровизационный характер: там начинают выступать профессиональные артисты эстрады. В Германии (20-е гг. XX в.) появились политические К., позже закрытые фашистами. В России К. получили распространение в нач. XX в.; среди наиболее известных — «Летучая мышь» в Москве, «Бродячая собака» в С.-Петербурге. КАБУКИ, видяпонск. традицион-ного театра, органическое соединение музыки, слова, актерской игры, традиционного танца, пантомимы и необыкновенной деко-ративности постановки. Первым представлением К. считается показ ритуальных и народных танцев для широкой публики в Киото (1603) жрицей синтоистского храма, танцовщицей Окуни. Она собрала труппу из красивых девушек и с ними стала ставить маленькие танцевальные сценки, перемежавшиеся комическими интерлюдиями. Вскоре женские труппы были запрещены по соображениям нравственности. С 1651 г. труппы состояли только из актеров-мужчин. Окончательно искусство К. сложилось во 2-й пол. XVIII в., когда в его репертуар наряду с историческими трагедиями и бытовой драмой вошли пьесы театра марионеток, к-рый труппы К. приспособили для своего искусства. Спектакли К. сначала проходили на сцене, заимствованной в театре ноо. Современные представления идут в больших, специально оборудованных помещениях, на широкой, но неглубокой сцене с деревянным помостом, идущим через весь зрительный зал. Занавес — постоянная и обязательная принадлежность театра К. В 1758 г. впервые в мире был создан и успешно использовался для сцены двух одновременных битв огромный круг поворотный (в Европе — через 138 лет). Музыка является одной из важнейших составляющих К., сопровождает представление с момента открытия занавеса в течение всей пьесы и умолкает, лишь когда пауза создает более сильное впечатление. Сценическая речь в К. имеет ритмическую и мелодическую основу, и часто длиннейший монолог привлекает зрителей красотой звучания вне зависимости от смысла произносимых слов (как некоторые арии из итал. опер). Долгая традиция выработала в театре К. определенный рисунок для каждого характера и персонажа, что привело к появлению различных амплуа, для к-рых были разработаны определенный грим, костюм, парик, система жестов, движений, модуляций голоса. Самое интересное амплуа К. — онна-гата — женская роль, исполняемая мужчиной. Это детально разработанная исполнительская техника, требующая долгой тренировки, а также особой способности к перевоплощению. В тех редких случаях, когда на сцену допускается актриса, она играет не женщину, а «оннагата, играющего женщину». Цвета грима имеют символическое значение. Красные линии на лице обозначают страсть, справедливость и доблесть; синие — зло, страх и сверхъестественность и т. д. Отпечатки этих линий (кума-дори) с лица знаменитых актеров дарят поклонникам, хранят в театральных музеях. Костюмы также призваны подчеркнуть характер персонажа и не преследуют цели реалистического изображения дей -ствительности. Основной принцип оформления сцены: ни в коем случае не затмевать актера, а подчеркнуть его главенствующую роль. Та или иная деталь показывает, происходит ли действие в ставке военачальника или в лавке купца. Актер К. должен уметь танцевать, фехтовать, проделывать акробатические трюки, петь, декламировать и говорить (сценическая речь в К. очень разнообразна). К. игнорирует трудовое законодательство, используя детский труд, и не оплачивает его, рас-сматривая всякое выступление дегей на сцене как один из элементов обучения их актерскому мастерству.
 
« Пред.   След. »