ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО | Печать |
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО, вид художественного творчества, связанный не с созданием новых произведений, а с творческим воссозданием того, что сочинено другим художником. И.и. необходимо в тех случаях, когда замысел автора не реализуется сразу в той форме, в какой его будут воспринимать другие люди, а фиксируется с помощью системы знаков (напр. музыкальное произведение, текст пьесы) или существует в виде плана, требующего исполнителей (режиссерский замысел спектакля, фильма). Специфика И.и. становится очевидной при сравнении таких искусств, как живопись и музыка. Создатель станковой картины одновременно становится и ее автором, и исполнителем, причем в этой последней роли не мог бы выступить никто другой, кроме него самого. В музыке (не имея в виду музыкантов-импровизаторов древности и ср. веков, см. Импро-визация) сочинение и исполнение произведения — два различных процесса, разведенные по времени. Автор может выступить в качестве исполнителя своего произведения, но это могут делать и другие музыканты, специализирующиеся в И.и., и часто им это удается лучше, чем автору. И.и. — не механическая деятельность, а полноценный вид художественного творчества. Механически-правильное вос-произведение нотного текста, схемы танца и т. д. не приводит к рождению художественного образа, хотя формально все заду-манное автором, казалось бы, получает воплощение. Исполнитель должен почувствовать и выразить пафос произведения, создать выразительную форму; всякий раз он «исполняет», т.е. наполняет жизнью условные знаки, в к-рых закреплены контуры авторского замысла. Первая задача И.и. — проникнуть в этот замысел и сделать его доступным восприятию других людей, стать посредником между автором и зрителем, слушателем. В то же время исполнитель непременно вносит в этот процесс черты собственной творческой индивидуальности, по-своему «прочитывает» авторский замысел (см. Интерпретация). Поэтому одно и то же произведение по-разному трактуется разными исполнителями, и даже одним и тем же в разные периоды его жизни. Но интерпретация исполнителя, будучи индивидуально-неповторимой, не должна расходиться или противоречить авторскому замыслу, что случается, в частности в тех случаях, когда творчество того или иного автора недостаточно близко, понятно и любимо исполнителем. Художественно слабое исполнение может перечеркнуть достоинства произведения; в случае, если оно исполнено впервые, это может повлиять на всю его дальнейшую судьбу (С.Рахманинов, напр., считал, что так случилось с его 1-й симфонией). С другой стороны, яркое исполнение может превзойти и украсить произведение (так происходит, когда Ф.Шаляпин поет посредственный романс, выдающийся актер играет в бесцветной роли, большой дирижер создает музыкальную интерпретацию, перерастающую содержание заурядной оперы или симфонии и т. п.). Художник-исполнитель должен обладать рядом психологических качеств, необязательных для автора. Публичность выступ-ления, контакт с залом должны вызывать у него эмоциональный подъем; он должен уметь собираться и входить в творческое со-стояние в момент выступления, вживаться в мир образов, создаваемых разными композиторами, балетмейстерами и т. д. В области искусства существуют профессии и ситуации, когда авторское и И.и. не различаются так четко, как в приведенных выше примерах. Так, театральный режиссер, будучи автором спектакля, по отношению к драматургу в определенном смысле остается исполнителем и т. д. До начала нашего столетия творчество исполнителя существовало лишь в момент исполнения, а в дальнейшем о нем можно было судить лишь по описаниям современников. Благодаря появлению грамзаписи и киносъемки эта эфемерность И.и. была преодолена, и оно стало таким же общечеловеческим достоянием, как и авторское творчество (см. Актерское искусство; Балет; Вокальное искусство; Дирижерское искусство; Искусство киноактера; Музыкально-исполнительское искусство). ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, см. Жанры изобразительного искусства. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, произведение экранного искусства, воссоздающее реальные исторические события и персонажей. В И.ф. сочетаются художественный вымысел и историческая достоверность. Первые значительные картины жанра — «Убийство герцога Гиза» (см. Художественный фильм), «Кабирия» (см. Боевик) и «Оборона Севастополя» (режиссер В.Гончаров, 1911). Большой общественный резонанс имела экранизация романа Т.Диксона «Человек клана» — «Рождение нации» (режиссер Д.Гриффит). О жестокости и безжалостности революционной толпы — И.ф. Э.Любича «Мадам Дюбарри». Психологическая интерпретация истории отличает его фильм «Патриот» — о безумце-царе Павле I и графе Палене. В костюмированных И.ф. блистал актер Д.Фербенкс (см. Приключенческий фильм). В И.ф. важна проблема героя: предельная идеализация («Наполеон», режиссер А.Ганс) или упрощение («Частная жизнь Генриха VIII», режиссер А.Корда), психологическая разработка характера («Осведомитель», режиссер Д. Форд, премия «Оскар»; «Паттон», реж. Ф.Шефнер, премия «Оскар»). События второй мировой войны стали в И.ф. предметом не только исследования, но и острой идеологической полемики («Самый длинный день», режиссеры Э.Мартон, К.Аннакин, Б.Викки; «Освобождение», режиссер Ю.Озеров; «Гибель богов», режиссер Л. Висконти). По классической схеме семейного романа-саги построена политическая фреска Б.Бертолуччи «Двадцатый ввек». ИСТОРИЯ ИСКУССТВА, см. Искусствознание.
 
« Пред.   След. »