ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО | Печать |
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО (ислам — араб, «покорность»), искусство стран и народов мира, исповедующих ислам. И. возник в западной провинции Аравийского полуострова в нач. VII в. в Мекке, где родился Мухаммед, к-рого мусульмане (приверженцы ислама) чтят как посланника Аллаха. Этот город стал религиозным центром мусульман, его древнее святилище Кааба (монументальное сооружение в виде куба) превратилось в главную святыню, на к-рую ориентированы все мусульманские храмы (мечети) мира. И.и. характеризуется рядом общих для разных стран черт, обусловленных религиозными принципами: основным видом искусства является архитектура (мечети, минареты), связь религии и просвещения осуществляется в медресе, здания к-рого входят в единый ансамбль с храмом (напр. в городах Средней Азии: Бухаре, Самарканде). Минарет (араб, «маяк») представляет собой башню (круглую, квадратную или многогранную в сечении), предназначенную Исламское искусство для призыва мусульман на молитву: ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Архитектурный образ мечети (араб.-«место поклонения») складывался на протяжении столетий: в VII— VIII вв. мечеть имела прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в X в. появились айваны (террасы с плоским покрытием на колоннах или столбах) по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались центрические купольные мечети. Медресе (араб, «изучать») получили распространение с ГХ в., они дают среднее и высшее образование, готовят служителей культа, учителей, а также служащих государственного аппарата. Изобразительное искусство в европейских традициях не развивалось, т. к. изображение священных образов на стенах храмов, в произведениях станкового искусства и скульптуре было запрещено; изобразительное искусство развивается в миниатюре, к-рая в И.и. достигает высокого художественного уровня. В И.и. распространены разнообразные виды декоративного искусства — монументального (оформление храмов, мечетей и т. д.) и декоративно-прикладного. Литература. Веймарн Б.В. Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана. — М., 1948; Воронина В.Л. Народное жилище арабских стран. — М., 1972; Пугаченкова Г.А., Елькович Л.Я. Очерки по истории искусства Туркменистана. — Ашхабад, 1956; Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. — М., 1967; Сарианиди В.И., Кошеленко Г.А. За барханами — прошлое. — М., 1966
 
« Пред.   След. »