искусствоведение | Печать |
ИСКУССТВОЗНАНИЕ (искусствоведение), наука об искусстве, состоящая из теории искусства, истории искусства и художественной критики. В отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов искусств, И. подразделяется на отдельные отрасли (музыковедение, литературоведение, искусствоведение, под к-рым чаще всего подразумевается наука об изобразительных искусствах, театроведение и т. д.). Теория искусства изучает общие законы и специфику конкретных видов художественного творчества. История искусства изучает различные периоды и явления в историческом развитии искусства и процесс этого развития в целом. Родоначальником научного изучения истории искусства признан И.Винкельман, к-рый совместил в своих классических трудах («История искусства древности», 1764 г. и «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре», 1755) три названных направления искусствознания, выступив как теоретик (его идеи стали основой теории классицизма), как историк искусства (античного), разработавший научный (археологический) метод анализа произведения, и как критик, определивший способ оценки (критерии) современных произведений искусства. Художественная критика рассматривает и оценивает явления современного искусства, анализирует тенденции и перспективы его развития. Она активно влияет на формирование сознания как художника, так и зрителей, на вкусы и общественное мнение в области искусства. Художественная критика несет определенную ответственность перед историей искусства, т. к. она осуществляет первичный эстетический отбор произведений современного искусства, по к-рым в дальнейшем историки искусства выносят суждение о характере искусства, его достижениях и неудачах. Истории искусства известны случаи поверхностных и предвзятых оценок, вынесенных критиками (напр., советскими) произведениям искусства и художественным стилям. Плодотворное развитие И. зависит от взаимодействия трех названных направлений: теории, истории искусства и художественной критики (см. также: Киноведение; Критика).
 
« Пред.   След. »