Интуитивные решения в искусстве | Печать |
интуитивные решения возникают не на пустом месте, а благодаря глубокой и постоянной сосредоточенности че-ловека на проблемах художественного (или какого-то иного) творчества. И. в искусстве соприкасается с понятием вдохновение. ИРОНИЯ (греч. «притворство»), как эстетическая категория — на-смешливо-скептическая оценка изображаемого. Как конкретный художественный прием И. — непрямое выражение насмешки, та-ящейся под маской одобрения, согласия, лояльности по отношению к тому, что осмеивается. В отличие от сатиры в широком смысле слова, И. не переходит в открытое обличение, но не бывает и настолько скрытой, чтобы ее нельзя было заметить. Злая ироническая насмешка переходит в сарказм. И. обнаруживается уже у истоков античной комедии, где действует простак-притворщик, поддакиванием и нарочитым прини-жением своих умственных способностей побеждающий оппонента, самовлюбленного хвастуна. И. и в дальнейшем брали на вооружение создатели комедий (Аристофан, Мольер и т. д.). И. может быть и элементом трагедии. Такова И. Гамлета, к-рый выражает свое отношение к людям и событиям в сбивающейся с толку форме, за к-рой угадывается насмешка. Текст некоторых произведений Целиком представляет из себя И. («Похвала глупости» Э.Роттердамского, «Проект: о введении единомыслия в России» Козьмы Пруткова и др.). В литературе и театре нач. ХГХ в. нашла выражение т. наз. романтическая И. (см. Романтизм). И. представлена и в философии. Это т. наз. сократовская И., когда Сократ как бы принимает т. зр. собеседника и постепенно де-лает очевидной ее несостоятельность. Примеры И. дает и Священное писание. Так, человек, исцеленный Христом, говорит фа-рисеям, к-рые подробно расспрашивают его, желая узнать ч.-л. компрометирующее об Учителе: «Уж не хотите ли и вы сделаться Его учениками?» Интуиция свойственна и произведениям современной литературы, театра, кинематографа. Ироничен, в частности, кинематографический язык Ф.Феллини. В изобразительном искусстве примерами мрачноватой И. могут служить нек-рые картины П.Брейгеля («Крестьянские танцы» и Др.), «Портрет королевской семьи» Ф.Гойи. Ироничным бывает Б.Кустодиев, в нек-рых портретах — В.Серов и др. ИСКУССТВО, общее понятие, объединяющее все виды художественного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов человеческой деятельности. Хотя на практике основные виды И. существовали уже в глубокой древности, сам термин «И.» далеко не сразу приобрел свое современное значение. В Др. Греции, напр., одним и тем же словом «технэ» означали и искусство, и технику, мастерство. Покровительницы искусств музы «ведали» разными видами музыкально-поэтического и театрального творчества, но изобразительные искусства и архитектура не входили в число «мусических» и долго не рассматривались в одном ряду с ними. Между тем существовали музы истории, астрономии, т. е., по нашей классификации, наук, а не искусств. В ср.-век. системе образования существовало понятие «семь свободных И.», под к-рыми, однако, подразумевались науки: грамматика, геометрия и т. д. Из искусств представлена была только музыка, но и о ней речь шла как об особой области знания, а не как о музыкальном творчестве в современном понимании.
 
« Пред.   След. »