ИНТРИГА | Печать |
ИНТРИГА (от лат. «запутывать», «смущать», «сбивать с толку»), драматургический прием организации действия при помощи сложных перипетий, каждая из к-рых является звеном в цепи сюжета пьесы (фильма, романа). И. ведется сознательными усилиями одной из борющихся сторон, к-рая стремится организовать обстоятельства против другой стороны, из чего возникает особая напряженность действия, захватывающая зрителя игра обстоятельств: от героической борьбы с Судьбой в «высокой трагедии» до блестящего и остроумного сражения интеллектов в «комедии И.» (напр. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше). И. в жизни называют скрытые, обычно неблаговидные действия для достижения к.-л. цели. ИНТРОДУКЦИЯ {отлат. «введе-ние», «вступление»), часть произведения, выполняющая функцию вступления. В ряде случаев представляет собой род увертюры к опере или балету, от к-рой отличается большей свободой построения и краткостью. ИНТУИЦИЯ (от лат. «пристальный взгляд», «усмотрение»), получение нового знания, решение творческой задачи, принятие верного решения в неясной жизненной ситуации, к-рое совершается мгновенно, без промежуточных звеньев рассуждения и анализа (или без осознания этих звеньев). Рационалистически мыслящие философы и ученые признают значение И. для творчества, для выхода за рамки уже известного, но склонны считать ее результатом накопленных прежде знаний и опыта, особым способом обработки объективной информации и т. п. Сторонники интуитивизма объясняют явление И. тем, что все существа и явления в мире хотя и гфедставляются обособленными друг от друга, но в глубинной основе своей едины. Это единство обычно не осознается человеком, но проявляется в его И. Такое понимание И. близко эстетическому отношению к миру, к-рое характерно для художников. И. художника проявляется в первую очередь в том, что творческий замысел обычно зарождается у него не в результате созна-тельных усилий и не по частям, а сразу как целое. Иногда он является внутреннему слуху музыканта, внутреннему зрению живо-писца в уже разработанном виде, в форме будущего произведения, но такие случаи крайне редки. Чаще замысел зарождается как нерасчлененное ядро будущего произведения, несущее в себе его основной пафос («И даль свободного романа // Я сквозь ма-гический кристалл // Еще неясно различал». — А.Пушкин). В дальнейшем замысел проявляется, обрастает деталями, жизненным материалом, корректируется, и эта работа в основном уже сознательна. Однако И. сохраняет значение на всех этапах работы над произведением. Например, поэт, живописец, композитор во многих случаях интуитивно решает, соответствует ли замыслу, пафосу будущего произведения тот или иной вариант конкретного решения, эскиз, сочетание слов, прием и т. д. С другой стороны, сам замысел, по мере его реализации, нередко обнаруживает такие содержательные глубины, к-рые до определенного момента не осознавал сам автор, или развитие сюжета начинает расходиться с его сознательными намерениями и т. п. Все это лишний раз подчеркивает, что в очень многих случаях зарождение художественного замысла носит интуитивный характер.
 
« Пред.   След. »