Интерпретация в искусстве | Печать |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. «толкование»), в искусстве — истолкование авторского замысла в процессе восприятия, критического анализа или исполнения произведений. И. произведения зрителем, читателем или слушателем зависит от особенностей его личности, от его художественного опыта и общей культуры, от господствующего в данную эпоху мировоззрения и художествен-ного направления и от мн. других факторов. Кроме того, содержание истинно художественного произведения само по себе мно-гозначно. Поэтому различные И. одних и тех же явлений искусства разными людьми и в разное время необходимы и правомерны при условии их соответствия основному пафосу произведения. И. произведений искусства является одной из главных задач художественной критики. Если И. читателя или зрителя остается фактом его личного опыта, то И. профессиональной критики влияет на общественную оценку явлений искусства и на процессы художественного творчества. И. ярко проявляется в исполнительском искусстве. Творческая индивидуальность актера, певца, режиссера, пианиста, дирижера и т. д., а также особенности его времени, национальной культуры сказываются в том, как он «прочитывает» авторский текст, как расставляет акценты, какие стороны художественного содержания выдвигает на первый план и т. д. Звуко- и видеозапись позволяют сопоставлять между собой И. одних и тех же произведений многими певцами, чтецами, танцовщиками, сравнивать режиссерские и актерские И. одних и тех же пьес и т. д. Это помогает понять и многогранность вели-ких произведений искусства, и многообразие индивидуальностей художников-исполнителей, и ход истории искусства, проявля-ющегося, в частности, в изменении И. знакомых художественных произведений. Такой же результат дает и сопоставление И. произведений художественной критики разных эпох и направлений. Сопоставление и анализ разных И. является одним из эффек-тивных, но пока недостаточно распространенных приемов педагогики искусства. ИНТЕРЬЕР, см. Архитектура; Жанры изобразительного искусства. ИНТОНАЦИЯ (от лат. «произношу нараспев», «запеваю, пою первые слова»), 1) мелодический оборот, наименьшая частица музыкального произведения, имеющая выразительное значение. И. — носительница музыкального содержания (по мысли Б.Асафьева, в музыкальной И. «свертывается культура»), в отличие от речи, где главная смысловая на-грузка лежит на слове, а И. играет вспомогательную роль. Вместе с тем несомненна общность происхождения речевой и музы-кальной И. На понимании И. как общей основы выразительности музыкальных произведений построена система преподавания музыки в школе, разработанная Д.Кабалевским (см. Педагогика искусства).
 
« Пред.   След. »