ИНСЦЕНИРОВКА | Печать |
ИНСЦЕНИРОВКА (отлат. «на» и «сцена»), переработка повествовательного произведения — эпического или лиро-эпического (см. Эпос и Лирика) — в драматическое (см. Драма), «перевод» из одного рода литературы в другой. Цель И. — создание литературного текста для театра, телеспектакля, радиопостановки. И. обычно сохраняет идейно-эмоциональное ядро, характеры персонажей, основной конфликт и главные моменты развития действия произведения-первоисточника. И. иногда сочиняют сами авторы, но чаще они создаются другими сценаристами (см. Сценарий) и драматургами. Драматическое искусство диктует иногда необходимость переделки сюжета первоисточника, исключения нек-рых эпизодов, сокращений в соответствии с требованием сценического действия. Если подобные изменения значительны, то вместо инсценировки возникает самостоятельное произведение — пьеса, написанная «по мотивам» первоисточника. Таково, напр., творчество Е. Шварца («Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и др.). Возможно появление в разное время нескольких И. одного и того же произведения. Широкое распространение в кон. XIX и в XX в. приобрели И. классических произведений художественной прозы. Так, в Мос-ковском Художественном театре ставятся И. романов Ф.Достоевского («Братья Карамазовы», «Бесы»), Л.Толстого («Анна Ка-ренина», «Воскресенье»), Ч. Диккенса («Записки Пиквикского клуба»), поэмы Н.Гоголя «Мертвые души» (инсценировка М.Бул-гакова). С появлением радиовещания и телевидения И. приобрела особое значение как средство приобщения широкой публики к классическому наследству и стала одной из разновидностей драматургии (см. Радиоискусство). У термина «И.» есть и более узкое значение — так называлась форма агитационного театра, родившаяся после революции 1917 г. Содержанием И. были в этом театре эпизоды недавней истории, их выраженная оценка — сатирическая или возвышающе-романтическая («Суд над Врангелем», «Действо о Третьем Интернационале» и т. д.).
 
« Пред.   След. »