ИМПРОВИЗАЦИЯ | Печать |
ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. «непредвиденный», «внезапный»), особый вид творчества, характерный тем, что сочинение произведения происходит непосредственно в процессе его исполнения, а не предваряет этот процесс. И. встречается в разных видах искусства — в поэзии, музыке, драматическом театре, танце и т. д. И. играет особую роль в народном искусстве — песенном, танцевальном, музыкальном фольклоре, т. к. фольклорные произведения, передаются «изустно», от одного живого носителя кдругому, и воспроизводятся по памяти, причем в ходе воспроизведения исполнитель может взять на себя и авторские функции: изменять, добавлять, сокращать и т. д. Но свобода фольклорной И. сочетается и с противоположной тенденцией к четкому воспроизведению традиционных черт произведения, жанровых схем, постоянных образных формул (т. наз. «общих мест»). И. известна с древних времен, но особое распространение и значение приобрела в ср. века в искусстве профессиональных на-родных поэтов-певцов: западноевропейских жонглеров и шпильманов, рус. сказителей и скоморохов, украинских кобзарей, кав-казских ашугов и т. д. Широкое распространение И., раскрытие импровизационных способностей у многих людей было естественным в условиях отсутствия или несовершенства записи музыкальных и литературных текстов, при ограниченном числе грамотных людей. И. лежала и в основе ср.-век. театра, стала одним из принципов итал. комедии дель арте, где канвой сюжета яв-лялся сценарий — схема, обраставшая по ходу действия разработкой характеров в живом процессе исполнения. И. навсегда осталась одной из черт театрального искусства, т. к. участие живых актеров, влияние атмосферы зрительного зала делают спектакль неповторимым, исключают возможность «абсолютного» закрепления рисунка ролей раз и навсегда. Способность к И. необходима и режиссеру-постановщику, к-рый в живом репетиционном процессе нередко изменяет сложившийся ранее замысел. В музыке судьба И. была несколько иной. Широкое распространение И. в ср.-век. музыкальном исполнительстве привело к тому, что в XV—XVI вв. разрабатываются правила и приемы И., требующие специального освоения, рождается даже особое ис-кусство орнаментики,построенное на совершенном владении этими приемами. С кон. XVIII в. И. постепенно уступает место точной передаче авторского текста, закрепленного в нотной записи; при этом приобретает значение искусство интерпретации. В современной музыке (за исключением джаза) И. большой роли не играет, но всегда присутствует на подготовительном этапе в творчестве композитора. Существует ряд музыкальных и литературных жанров, благодаря особенностям своего содержания тесно связанных с И.: фантазия, прелюдия, экспромт, каламбур. Как внезапное и вдохновенное раскрытие в образе новых черт И., точнее — импровизацион-ность, встречается у многих музыкантов-исполнителей. Блестящими импровизаторами были и нек-рые поэты Нового времени: А.Мицкевич, П.Вяземский, Д. Минаев, В.Брюсов. ИНВЕНЦИЯ (отлат. «находка», «выдумка», «изобретение»), название, к-рое, как правило, дается музыкальным сочинениям, где отчетливо реализуется определенная композиционно-техническая идея. Наиболее известны 15 двухголосных И. и 15 трехголосных «симфоний» И.С.Баха, в к-рых, по замыслу автора, ученик «находит хорошие идеи» для сочинения и игры. ИНДАСТРИАЛ (англ. «индустриальный»), группа направлений «техно», «музыки века машин», стиля в культуре 1990-х гг., ис-пользующего компьютерные и прочие «неживые» звуки, четкий регулярный бит (англ. «удар», «биение») с четвертной основой, темп от умеренного до очень подвижного.
 
« Пред.   След. »