ИМПРЕССИОНИЗМ | Печать |
ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. «впечатление»), художественное направление в изобразительном искусстве, возникшее и достигшее расцвета во Франции в 1860—нач. 80-х гг. Одним из создателей нового течения является Э.Мане, восставший против официального академического искусства. Импрессионисты утверждали новое видение мира, основанное на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении природы. В их полотнах мир предстает в вечном движении, природа — многоликой и прекрасной в бесконечных превращениях. Главное внимание они сосредоточили на цвете и свете как наиболее изменчивых и преходящих элементах реального мира. Этим объясняется и их повышенный интерес к явлениям световоздушной среды, различ-нымхсостояниям атмосферы, цветовым проблемам, к изучению взаимосвязи соседствующих тонов, закону рефлексов, открытие «цветных» теней. Отсюда отказ от сюжета в традиционном смысле в пользу мотива природы. Новые задачи вызвали к жизни целую систему новых живописных приемов: работа на открытом воздухе, создание серии произведений на один сюжет, подчеркнутая «случайность» композиционного решения (конечно, понятая не в буквальном смысле, а как художественный принцип), отсутствие четкого контура и др. Наиболее последовательное воплощение принципы И. получили в творчестве пейзажистов К.Моне, А.Сислея, К.Писсарро. Мир живописи наполнился светом и воздухом, человек стал восприниматься как неотъемлемая часть вечно изменчивой природы (О.Ренуар, Э.Дега). И. нашел последователей в скульптуре — во Франции, России и других странах (нек-рые произведения О.Родена, творчество П. Трубецкого и др.). И. оказал существенное влияние на европейское искусство, в большинстве национальных школ в кон. XIX—нач. XX в. были свои импрессионисты (в России — И.Грабарь, К.Юон). ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ, стремление передать музыкальными средствами мимолетные настроения, зафиксировать оттенки психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это направление привело к усилению красочности, обогащению выразительных средств, особенно в области гармонии и оркестрового колорита. Применение термина «И.» к музыке, однако, в большой мере условно, и прямые аналогии между живописным и музыкальным И. вряд ли возможны. Окружающий мир раскрывается в музыкальном И. сквозь призмутончайших ассоциаций, едва уловимых ощущений. Эти черты сближают И.в м. с другим художественным течением рубежа XIX и XX вв. — литературным символизмом. Музыкальный И. нашел выражение в творчестве К.Дебюсси и его последователей.
 
« Пред.   След. »