ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА | Печать |
ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА, рус. перевод фр. термина «прекрасные искусства», широко распространенного в эстетике и критике XVIII—ХГХ вв. С понятием «И.и.» связан процесс осознания общности разных видов художественного творчества и их отличия от других областей человеческой деятельности, напр. от научной и утилитарно-практической. В трактате Ш.Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746) разные искусства (поэзия, живопись, архитектура, скульптура, музыка, танец, а также красноречие) объединялись на том основании, что все они «подражают природе». При этом, в духе эстетики классицизма, подразумевалась некая идеализированная, «прекрасная» природа, к-рой должно подражать искусство. В XIX в. понятию «И.и.» нередко придавали гораздо более узкий смысл, фактически отождествляя его с изобразительным искусством и исключая музыку, литературу (к-рые называли «изящной литературой» или «изящной словесностью») и др. Так, московский Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина назывался при своем открытии в 1912 г. Музеем изящных искусств им. императора Александра III. Сложившееся в далеком прошлом разделение «И.и.» и «изящной словесности» не преодолено до сих пор (расхожее выражение — «литература и искусство»). Это имеет, в частности, педагогические последствия, т. к. мешает осознать школьный предмет «литература» как один из видов художественного творчества (в т. ч. и детского) и выработать единые принципы преподавания всего цикла художественных дисциплин. ИКОНА (от греч. «образ», «изображение»), живописные изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий священной истории, служащие предметами религиозного почитания как образы, к-рые возводят чувство молящихся к изображаемому первообразу. В православии и католичестве они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина. И. имеют также историческую и художественную ценность, коллекционируются музеями и частными лицами не только как предметы религиозного культа, но и как произведения искусства. Происхождение И. восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием Кесарийским, сам Иисус Христос послал Свой образ, запечатлившийся на плате, к-рым он утер лицо, эдесско-му царю Авгарю. По тому же преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери. О существовании И. в церкви в первые три века свидетельствуют литературные и вещественные источники, найденные в катакомбах, хотя в те времена гонений на христианство изображения имели символический характер (напр. Иисус Христос изображался в виде пастыря с овцой на плечах). Со времени Константина Великого (ГУ в.) И. входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. К VI в. устанавливаются общие типы иконописных изображений, а в еще более позднее время на Востоке появляются так наз. «иконописные подлинники» в качестве руководств для иконописцев, в к-рых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары.
 
« Пред.   След. »