Идилия в искусстве | Печать |
В России И. с XV в. применялись для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы). Терракотовые рельефные И. сменили «муравленые», покрытые прозрачной зеленой глазурью, а со 2-й пол. XVII в. появились майоликовые И. (белая, желтая, зеленая, коричневая, синяя эмали). Производство И. было налажено в Москве, Ярославле и других городах. ИЗЯЩНОЕ, одно из понятий, к-рыми в жизни и в искусстве характеризуют тонкость, изысканную красоту явлений; близко к понятию грация. Значение слова «И.» исторически менялось. Первоначально оно означало избранность, духовное избранничество; позже употреблялось в значении наилучшего, «отменного», изысканно-красивого. В XIX в. употреблялось как синоним художественности (изящные искусства). Как характеристика явлений искусства, И. предполагает небольшие масштабы, тонкость работы, кажущуюся или действи-тельную легкость и импровизаци-онность, в основном положительный эмоциональный тон произведения или исполнения. И. может быть печальным, но не трагическим, героическим, величественным, или безобразным, ужасным и т. п. И. в искусстве можно назвать разные явления: танец балерины, пластику актера — но и миниатюрные архитектурные сооружения; живопись и музыку эпохи рококо—и искусство дальневосточных поэтов и графиков (хотя, конечно, содержание картины Ватто или трехстишия японск. поэта М.Басё далеко не исчерпывается этой характеристикой). В жизни под И. подразумевают особые черты внешнего облика и поведения человека: стройность, непринужденность, эко-номность и точность движений и жестов, или совершенство и легкость исполнения к.-л. деятельности, а также изысканность формы различных живых существ и растений. И. можно назвать и ажурную конструкцию, и способ решения математической или шахматной задачи и т. д. Во всех этих случаях имеется в виду легкость и простота решения, применение минимума необходимых средств, возможность обойтись без всего избыточного, материально тяжеловесного. И. и в искусстве, и в жизни служит гл. обр. характеристикой внешней стороны явлений; в то же время И. во внешнем облике человека и в произведении искусства свидетельствует о «душевном изяществе», изысканной тонкости внутренней жизни, т. е. первоначальное значение этого термина в какой-то мере сохраняется и в современном словоупотреблении.
 
« Пред.   След. »