ИДИЛЛИЯ | Печать |
ИДИЛЛИЯ (греч. «картинка»), поэтический жанр, ведущий начало от Феокрита (III в.) и связанный с определенным пафосом идиллического. И. изображает мирную, добродетельную жизнь на лоне природы, вдали от тревог и пороков городской цивилизации. И. близка и частично отождествляется с буколикой (отгреч. «пастушеский»), ведущей начало от пастушеского фольклора; крупнейшим буколическим поэтом был Вергилий (I в. до н. э.), известен буколический роман «Дафнис и Хлоя» Лонга (III в.). В эпоху Возрождения И. возобновилась в форме пасторали. Как и последняя, И. не изображает психологические или социальные противоречия и драмы человеческого бытия. Ее темы и образы — любовные переживания простых людей, живущих в согласии с природой, состязания в пении, сбор плодов и плетение венков, античные лесные божества и т. п. Основной пафос идиллического — гармоничное, плавное течение идеализированной естественной жизни человека и природы — бывает присущ не только литературе, но и всем видам искусства (пасторальная тема в музыке, театре, живописи XVI—XVIII вв.). Со временем термин «И.» приобрел несколько иронический оттенок и подразумевает некую утопию, попытку закрыть глаза на реальные проблемы жизни. Тем не менее И. находит место в современном искусстве как противовес всему дисгармоничному и противоестественному, как греза о «золотом веке». Яркий пример такой И. — сцены на морском берегу в мультфильме Ю.Норштейна «Сказка сказок». ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИСКУССТВА, совокупность средств и приемов, к-рыми каждый из видов искусства решает свои художественные задачи. Любое искусство не просто изображает или описывает действительность, но создает ее выразительное изображение: изображая ч.-л., художник выражает определенную гамму чувств (см. Пафос), оценку бытия, атмосферу события отношение к персонажам и т. д. Поэтому все изобразительные средства, т. е. способы изображения, художественные материалы, приемы работы с ними становятся в то же время средствами выразительными, их отбор и сочетание определяются стремлением автора выразить внутреннее содержание произведения. Каждое искусство обладает своей системой И.-в.с. В живописи, напр., это цвет, линия, композиция, красочные материалы, способы изображения, присущие тому или другому направлению в искусстве, и др. В поэзии — все зву-ко-ритмические свойства стиха, смысловые оттенки слова и связанные с ними ассоциации, размер, жанровые особенности, метафоры и др. Специфическими И.-в.с. кино являются, в частности, монтаж, планы и т. д. Нек-рые виды искусства (музыка, архитектура, в значительной степени — хореография, прикладное искусство) не изображают внешний мир, но обладают большой выразительностью. Применительно к ним правомерно говорить не об И.-в.с, а о выразительных средствах. СуществуетрядИ.-в.с. общего порядка (напр. ритм, контраст и др.), к-рыми по-разному пользуются все виды искусства. Напр., контраст в живописи может выступать как противопоставление образов персонажей, цветовой контраст и др.; в музыке — как столкновение музыкальных тем разного характера, контраст настроений разных частей произведения и т. д. С педагогической т. зр. очень важно, чтобы ученик с самого начала понимал язык любого искусства как систему И.-в.с, осваивал изобразительные средства не чисто технологически, а как средства выражения определенного внутреннего содержания (см. также Выразительность; Содержание и Форма в искусстве). ИЗРАЗЦЫ (кафель), керамическая плитка для облицовки каминов, печей, стен. И. с тыльной стороны имеют открытую коробку (румпу) для крепления в кладке. С лицевой стороны И. могут быть гладкими или рельефными, покрытыми белой или цветной глазурью (майоликовые И.) или не-глазурованными (терракотовые И.). И. известны с VIII в., в странах Европы широко распространились в XVI-XVII вв.
 
« Пред.   След. »