Идея художественная | Печать |
Так многие исследователи и просто любители определяют картины С.Боттичелли или А.Ватто по женским образам, к-рые повторяются из картины в картину. Образы Леонардо да Винчи — и женские, и мужские — в позднем творчестве мастера как бы повторяют один тип, явно представлявшийся художнику идеальным. ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, основная мысль произведения, то, «ради чего» автор его создавал, главное, что он «хотел сказать». И.х. не вполне выразима на языке отвлеченных понятий. В отличие от темы, сюжета, фабулы, в к-рых конкретизируются нек-рые стороны И.х., ее нельзя пересказать, оторвав от художественной ткани самого произведения: в этом случае она теряет художественную специфику. Сказав, напр., что И. трагедии «Ромео и Джульетта» — враждебность родовых предрассудков живому человеческому чувству, мы не погрешим против истины, но ничего не скажем о трагедии Шекспира как о произведении искусства. И.х. тесно соприкасается с пафосом, к-рый еще менее переводим на рациональный язык и наиболее адекватно передается в словесном художественном образе. Напр., строка Б.Пастернака «Жизнь, как жемчужную шутку Ватто...» поэтически передает ос-новной пафос творчества этого художника. В свою очередь, И. многих произведений А.Ватто можно определить как хрупкость, недолговечность изысканной и беззаботной красоты жизни. Тематика, позволяющая Ватто воплотить эту И.х., — галантные сцены, придворные празднества, похожие на игру. Наконец, сюжет, конкретизирующий И.х. в отдельной картине, — это, напр., взаимоотношения Капризницы и ее кавалера, имеющих индивидуальные образные характеристики, показанные в определенной ситуации, на фоне конкретного пейзажа, и т. п. Ввиду целостности художественного произведения различение отдельных пластов его содержания остается хотя и оправдан-ным, но в какой-то мере искусственным аналитическим приемом и требует осторожности и такта. Так, в не к-рых видах и жанрах искусства, напр. в симфонической и инструментальной музыке непрограммного характера, затруднительно вообще говорить об И.х. как о чем-то отличном от пафоса произведения.
 
« Пред.   След. »