ИГРА и искусство | Печать |
ИГРА и искусство, одна из важных проблем искусствознания, психологии и педагогики искусства. Сближение искусства с И. стало популярным со времен Ф.Шиллера («Письма об эстетическом воспитании»). Обычно, сближая их, имеют в виду такие стороны художественного творчества, как свобода, самопроизвольность, неподвластность к.-л. внешней целесообразности и утилитарным интересам, удовлетворение от самого процесса творчества, а не только от его результата. Как И., так и искусство создают свою, особую реальность, отличную от реальности повседневной жизни. Такова, в частности, И. театральных актеров, к-рые изображают не тех людей, кем являются в действительности, участвуют в воображаемых событиях и т. д. (см. Условность в искусстве). Другая сторона соотношения И. и искусства очень важна для педагогики. И. детей, в первую очередь сюжетно-ролевая И., содержит важные предпосылки художественного развития. В ней, в частности, развивается и крепнет способность ребенка отож-дествить себя со своим персонажем, увидеть мир с его т. зр., говорить, двигаться, пользоваться мимикой в соответствии с харак-тером этого персонажа, и т. д. Нек-рые психологи называют такую И. предэстетичской деятельностью ребенка. В то же время детская И. еще не есть художественное творчество. Ребенок, принявший в И. ту или иную роль, погружен в игровую ситуацию и, в отличие от актера, художника и т. д., не озабочен тем, чтобы создать внешне выразительный образ, к-рый сделает его героя интересным и понятным для зрителя. Современная педагогика искусства ищет пути к тому, как, сохранив ценные качества И., перевести ее в первичные формы художественного творчества детей. ИГРОВОЙ ФИЛЬМ, основной вид кинематографа, в к-ром экранными средствами воссоздаются реальные или вымышленные события, как правило, на базе сценария. Первый рус. И.ф. «Понизовая вольница» («Стенька Разин») (режиссер А.Дранков, оператор Н. Козловский, 1908) — экранизация народной песни «Из-за острова на стрежень». На Западе в это время завершался период «ярмарочного кино»: после недолгого увлечения технической новинкой кинематограф был объявлен плебейским развлечением. И.ф. эпохи «ярмарочного кино» — это фантастические сюжеты и примитивные драмы о любви и измене, преступлении и наказании, бедности и богатстве. Комментатор в течение киносеанса громко пояснял содержание «немых» фильмов, а надписи и музыкальное сопровождение (пиа-нист, оркестр) появились позже. В ранних И.ф. вырабатывались средства художественной выразительности, предвещавшие появление «Десятой музы» (см. Киноискусство), прежде всего в комедиях Идеал эстетический Ж.Мельеса и в фильмах Дж.Уиль-ямсона, Дж.А. Смита (см. Кадр; План), Э.С.Портера (см. Вестерн). Кинематографисты поняли значение серьезной литературы для создания кинообраза (первая экранизация «Гамлета» — в 1900 г.). В итал. И.ф. наиболее полно обнаружилась присущая кинематографу способность со зримой достоверностью реконструировать исторические события («Взятие Рима», 1905). Кинофирмы сосредоточили внимание на создании масштабных и пышных зрелищ (см. Боевик), опыт к-рых был унаследован кинематографом США. Началась эра полнометражных фильмов. Дальнейшее развитие И.ф. связано с принципиальными художественными открытиями и решением серьезных смысловых задач (см. Художественный фильм). ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (от греч. «идея», «первообраз» и «чувственно воспринимаемое»), внеш-нее, чувственное выражение совершенного состояния мира и человека, к-рое художник предугадывает и старается воплотить средствами того или иного искусства. В отличие от других художественных образов, порождаемых эстетическим отношением автора к миру, И.э. — не просто художественное преобразование того опыта, к-рый человек приобретает в соприкосновении с наличной действительностью природы и общества. И.э. — это образ должного, желаемого, совершенного миропорядка, как его понимает автор, художественное направление или эпоха, к к-рой он принадлежит. Как отмечает М.Бахтин, художник изображает (или описывает, или воплощает в звуках) свой желаемый мир как уже существующий где-то («Сотри случайные черты // И ты увидишь: мир прекрасен...» — А. Блок). И.э. неотделим от мировоззрения, религии, нравственного сознания той или иной эпохи, но при этом никогда не теряет специфичной для него образно-чувственной природы. Неотделим он и от переживаемого общественно-исторического момента; поэтому конкретные формы воплощения И.э. в искусстве изменчивы и могут нести на себе черты исторической ограниченности. В изобразительном искусстве и в литературе И.э. нередко концентрируется в образе совершенного человека, идеального героя. Таков, напр., образ человека в классическом искусстве Др. Греции, связанный с понятием ка-локагатия, или образ человека, восстановившего в себе Образ Божий, — святого православной иконописи. В других культурах, напр., Дальнего Востока, образ идеального состояния мира в большей степени связан с изображением одухотворенной природы. И.э. в наиболее чистом виде воплощается в искусстве, но в той или иной степени окрашивает и повседневную жизнь людей, принадлежащих к данной культуре, определяет их представления о желаемом и должном в поведении, стиле общения, внешнем облике, жесте и интонации, распорядке дня, бытовом окружении. И.э., и в частности образ идеального героя, находит воплощение в художественных направлениях новоевропейского и рус. ис-кусства (напр., И.э. классицизма или романтизма). Присутствует И.э. и в индивидуальном творчестве всякого истинного художника, выражаясь прямо или косвенно, т. е. через отрицание того, что ему не соответствует (напр. в творчестве Н.Гого-ля). Воплощение И.э. предполагает ценностно положительное отношение художника к бытию в целом со всеми его наличными противоречиями. При отсутствии такого отношения картина «желаемого мира», создаваемая художником, может столь сильно отклоняться от общечеловеческих духовно-нравственных ориентиров, что назвать ее воплощением И.э. можно лишь условно.
 
« Пред.   След. »