ЗАвязка | Печать |
ЗАВЯЗКА, в литературном произведении, спектакле, фильме — первая стадия развития сюжета, зарождение конфликта. ЗАМЕДЛЕННАЯ СЪЕМКА, частота смены кадров ниже стандарта. Убыстряет движение, создавая иллюзию головокружительных скоростей или комически-нелепых перемещений. Распространенный метод съемки в комедийных и приключенческих фильмах. ЗАМЫСЕЛ в искусстве, предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением, иногда — в течение многих лет. В отдельных редких случаях 3. бывает практически тождествен будущему произведению, когда автор внутренним взором или слухом воспринимает произведение как уже существующее и завершенное. Но и в этих случаях воплощение 3. с помощью изобразительно-выразительных средств искусства представляет собой не чисто технический, а творческий процесс. В большинстве случаев 3. зарождается как «ядро будущего произведения», основной эмоциональный тон (см. Пафос), сопро-вождаемый пока еще смутными, не вполне определившимися образами. Привлекая материал жизненных впечатлений, работая над эскизами и черновиками, художник конкретизирует 3.. проясняет его для самого себя, причем 3. служит своего рода камертоном, показывающим, подходит ли тот или иной вариант, эскиз, типаж, словесный образ и т. д. для будущего произведения или нужно продолжить поиски. Окончательный вариант может сильно отличаться от первоначального 3. по разным причинам: и потому что автор не справился с задачей; и потому что за время работы изменился художник, его мировоззрение; и потому что постепенно раскрылись более глубокие пласты самого 3., о к-рых художник вначале и не подозревал. Нереализованный 3. нередко тяготит художника, подобно неисполненному нравственному долгу. В трансформированном виде он может быть реализован впоследствии в других произведениях. Зарождение самостоятельных 3. — главное условие полноценного творчества в любом виде искусства. Поэтому главная задача педагога — развить у своих учеников такое отношение к жизни, к-рое благоприятствует возникновению 3., служит для них питательной почвой (см. Эстетическое отношение). ЗАНАВЕС театральный, завеса, к-рая отделяет сцену от зрительного зала. 3. раздвигается или поднимается в начале представления или отдельной его части (акта), сдвигается или опускается по их оконча-нии. 3. — древний элемент театральных представлений. Важное обрядовое значение придает ему индийский трактат «Натьяшастра». 3. был известен в Др. Риме; вновь появляется в Европе эпохи Возрождения; с XVI 1-ХVIII вв. надолго становится неотъемлемой принадлежностью театрального спектакля. Открывающийся и закрывающийся 3. подчеркивает необычность и таинственность происходящего на сцене, публика напряженно ждет момента его открытия. Современные режиссеры нередко обозначают начало и конец спектакля и его частей другими постановочными средствами, обходятся без 3. (тогда зрители, входя в зал, видят открытую пустую сцену, и спектакль начинает зарождаться у них на глазах).
 
« Пред.   След. »