Жонглер | Печать |
ЖОНГЛЕР (отлат. «потешник»), бродячий ср.-век. актер универсального плана. В Испании его называли хуглар, в Германии — шпильман, в Польше — франт, в Италии — мим, в России — скоморох. Ж. были исполнителями и, в значительной степени, авторами обработок народной поэзии, разнося ее формы и сюжеты по всей Европе. Они разыгрывали фарсы с ряженьем, водили с собой дрессированных обезьян и медведей, ходили по канату, показывали фокусы играли на музыкальных инструментах, пели героические поэмы, духовные стихи и т. д. Со временем Ж. разделились на две категории: потешников и исполнителей эпоса и духовных стихов. Церковные и светские власти ко второй категории Ж. проявляли бульшую терпимость. До XII в. Ж. обычно были неграмотны, заучивали тексты на слух, создавали свои варианты, сплетая народные песни, рыцарские романы, отрывки античных авторов и т. п. Произведение воспринималось публикой как традиционное, знакомое и в то же время новое. Ж.-по-тешники исполняли на площадях городов «шутовские сценки», «позорные игры» — маленькие пьески балаганного характера (см. Балаган), в к-рых, наряду с забавными бытовыми эпизодами и анекдотами, иногда пародировалось богослужение. К этим выступлениям Ж. восходят шутовские или сатирические «проповеди», пародии на действия и речь разных шарлатанов (отитал. «болтовня»): лекарей, предсказателей и т. п. Ж. иногда разыгрывали шуточные «тяжбы» или «прения» — Души с Телом, Вина с Водой, Великого Поста с Масленицей. В мастерстве Ж. получило развитие народное игровое творчество. Отсюда ведут свое начало вставные комические сценки в церковных драмах (напр. буфонно-акробатические выступления дьяволов и чертенят), фарсы, нем. «масляничные игры». Ж. были в течение долгого времени единственными профессиональными исполнителями инструментальной музыки, а находясь при трувере или трубадуре, они назывались менестрелями. Ж. бывали даже в свите королев (напр. Элеоноры Аквитанской — королевы Франции и Англии). Ж. называют также мастера жонглирования — циркового искусства, основанного на умении подбрасывать и ловить одновре-менно несколько одинаковых или разных предметов. ЖЮРИ (англ., от старофр. «клятва»), группа выбранных или назначенных специалистов, к-рая выносит коллективную оценку художественным произведениям или выступлениям артистов, принимающих участие в к.-л. конкурсе. Напр., Ж. выбирает лучший из представленных на конкурс проектов памятника, допускает к следующему туру, определяет лауреатов и победителей конкурса пианистов, артистов балета и т. п. Считается, что коллегиальность оценки с помощью Ж. в максимальной степени обеспечивает объективность и справедливость решений. На практике Ж. может быть подвержено давлению со стороны, несвободно от консерватизма или односторонности вкуса включенных в него специалистов и т. п. Несмотря на это, мнение знатоков остается практически единственным способом оценивать явления художественного творчества.
 
« Пред.   След. »