Как художник выбирает жанр | Печать |
Выбор художником определенного Ж. свидетельствует о его эстетическом предпочтении, о его способности наиболее полно вы-разить свое отношение к миру средствами данного Ж. Нек-рым художникам равно доступны все или многие Ж. (напр. Рембрандт). Для истории искусства, для зрителя все Ж. представляютравную эстетическую ценность. ЖЕСТ (лат. «движение тела», пер-воначально — «деяние»), проявление эмоции, реакции, выражение внутреннего состояния или значения сказанных слов во внешнем движении. В искусстве актера Ж. — одно из важнейших средств выразительности. Язык Ж. раскрывает для зрителя характер, душевное состояние, социальное происхождение, образование персонажа. Зритель должен понимать этот язык, потому что «любое дви-жение есть иероглиф со своим особым значением. Театр должен пользоваться только тем движением, к-рое мгновенно расшифровывается, все остальное излишне» (Вс. Мейерхольд). ЖИВОПИСЕЦ, художник, профессией к-рого является живопись. Для понимания смысла этой профессии важно этимологическое значение рус. слова Ж., обозначающее «писатель жизни» или «жизнь пишущий», а возможно и букв, «живо пишущий». В эпоху Возрождения определились средства выражения, к-рыми обязательно должен был владеть живописец, и среди них колорит оказался главным, выделяющим живопись среди других видов изобразительного искусства. Со временем (в эпоху романтизма) наиболее распространенной оказалась экспрессивная манера живописи, передающая «живость», темперамент художника, его эмоциональное отношение к предмету изображения. В связи с этим третье определение («живо пишущий»), как определяющее особенности таланта и мировосприятия Ж., приобрело особый смысл, обогащавшийся по мере дальнейшего развития живописи. В соответствии с избранным видом живописи Ж. специализируется как монументалист, станковист или «прикладник», работающий в области декоративно-прикладного искусства. Ж. различают и по из-бранному жанру, а также полюби-мой технике: мастер масляной живописи, акварелист и т. д. ЖИВОПИСНОСТЬ, понятие, ха-рактеризующее художественные особенности произведения изобразительного искусства, преобладание в нем экспрессивных ка-честв, позволяющих живо изобразить жизнь или выразить свое впечатление. Применительно к живописи это понятие употребля-ется обычно для характеристики произведений, обладающих явно выраженными колористическими достоинствами (колорит), динамичной фактурой. Применительно к графике это понятие обозначает преимущественное значение светотеневой (а не линейной) манеры изображения, в скульптуре — манеру лепки, при к-рой светотеневые эффекты являются ведущими, что обычно выражается в фактурных особенностях произведения, в характере обработки материала.
 
« Пред.   След. »