Драматизм | Печать |
ДРАМАТИЗМ, драматичность, характеристика пафоса художественных произведений со сложной и напряженной эмоциональной атмосферой, динамичным развитием действия, конфликтами, борьбой сюжетных линий, интересов, характеров и т. д. Д. принадлежит прежде всего драматургии и театру, но представлен и в других видах искусства, реализуясь благодаря присущим каждому из них особым изобразительно-выразительным средствам. В изобразительном искусстве это — контрасты цвета, света и тени, форм и очертаний, позы и внешней характеристики персонажей и т. д. («Вид Толедо в грозу» Эль Гре-ко, «Динарий кесаря» Тициана, «Что есть истина?» Н.Ге и др. Д. может быть выражен и средствами абстрактного искусства, в частности — у В.Кандинского и др.). Д. в музыке явно проявляется в столкновении разнохарактерных музыкальных тем (напр. симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Он в высшей степени присущ оперному искусству; в частности, понятие «драматический тенор» (баритон, сопрано) говорит не просто о силе этих голосов, но и об эмоциональной нагрузке, к-рую они несут в спектакле. Д. может быть присущ и непрограммной симфонической и инструментальной музыке соответствующего пафос-ного наполнения. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО, в узком смысле: искусство др.-рус. государственных образований IX—XIII вв. В широком смысле — ср.-век. русское искусство ГХ—XVII вв., со времени возникновения Киевского государства вплоть до петровских реформ. В Д. и. определились черты, к-рые позднее стали существенными признаками РУС художественной культуры и менталитета нации в целом. Начальный период Д.и. определяется искусством восточных славян, представление о высоком уровне его развития можно составить по произведениям ремесел. С принятием христианства основным видом искусства в Киевской Руси становится архитектура храмов, образ к-рых во взаимо-связи с монументальной живописью и убранством, с культовым действом должен был воздействовать на мир чувств и переживаний человека. Характерным памятником является Софийский собор в Киеве (XI в.). Его мозаики и фрески, выполненные, видимо, византийскими мастерами, поражают величием. Подобно тому, как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, внутри над множеством изображений отдельных персонажей, расположенных на столбах, на стенах и сводах, царил образ Вседержителя. Но самым запоминающимся является образ Богоматери, представленной в виде Оранты, защитницы, «стены непоколебимой». Мозаика, книжная миниатюра, декоративное искусство развивались в Киеве, являвшемся художе-ственным центром Руси. Во 2-й пол. XII в. ведущее значение переходит к Владими-ро-Суздальскому княжеству. Своеобразие его архитектуры сложилось под влиянием местных традиций: владимирцы были превосходными строителями, в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы. Специфические особенности владимиро-суздальских храмов: тонкая, органическая связь с природой (Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли) и характер оформления — скульптурная декорация В Дмитриевском соборе во Владимире вся верхняя часть наружных стен сплошь покрыта резными украшениями Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (XIII в) Полуязыческие, полусказоч-ные мотивы декора использовались для украшения только наружных стен храмов, все пространство внутри было предоставлено фрескам и иконам В то же время определились особенности художественной культуры Новгорода, стиль к-рого отличается суровой простотой, сдержанностью и величием (Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря) В период монголо-татарского нашествия Новгород остался единственным центром, избежавшим порабощения, а потому, наряду с монастырями, он оказался хранителем традиций Д и Расцвет монументальной живописи в Новгороде связан с творчеством Феофана Грека (кон XIV в ), значение которого велико и для становления московской школы иконописания (Андрей Рублев) Следующий взлет Д и переживает в период объединения Руси вокруг Московского княжества в XV-XVI вв , когда в столице оформляется художественный стиль, объединяющий все виды искусства — дворцовое и храмовое строительство, живопись, миниатюру, декоративно-прикладное искусство Наиболее ярко он проявился при строительстве шатровых храмов (собор Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, ансамбль Московского Кремля) Средоточием художественного производства служила Оружейная палата Кремля, где работали иконописцы, ювелиры, обучались ремесленники всевозможных специальностей В XVII в наиболее видное место среди царских живописцев занимал Симон Ушаков В рус культуре XVII в усиливалось светское начало, выражавшее стремление познать окружающий мир, сделать познание основой изображения человека, природы Художественный переворот начала XVIII в был в определенной мере подготовлен еще в рамках Д и Литература Алпатов М В Этюды по истории рус искусства Т 1 - М , 1967, Лихачев Д С Поэтика древнерусской литературы - М 1979, Любимов ЛД Искусство Древней Руси — М , 1974 и последующие издания, Музыкальная эстетика России XI—XVIII веков Сост А И Рогов - М , 1973, Тяжелое ВН, Сопоцинский О И Искусство средних веков // Малая история искусств — М , 1975, Философия русского религиозного искусства — М , 1993 ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, один из крупнейших художественных музеев мира Занимает часть дворцового ансамбля саксонских курфюрстов, построенную специально для размещения в ней картин Основана в 1560 г В 1828 г галерея была национализирована и стала доступна для всеобщего обозрения В ней экспонируются прославленные картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, призведения А Дюрера, Л Кранаха Старшего, X Хольбейна Младшего, Я Верме-ра, выдающиеся произведения исп , голланд.,нидерланд идр ху-дожников.
 
« Пред.   След. »