Дикторский текст, диорама | Печать |
Дикторский текст ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ, речевое сопровождение фильма: вводит зрителя в обстановку действия, дает оценку событий и характеров, связывает между собой отдельные эпизоды. В практику мирового кино Д.т. как компонент художественного фильма активно вошел в 1940-е гг. (характерен для неореализма) и постепенно завоевал прочное место среди выразительных средств кинематографа. В хроникальном и научно-популярном фильме Д.т. несет важную функцию осмысления изобразительного материала. ДИКЦИЯ (от лат. «говорение», «произнесение»), степень отчетливости и манера произнесения слогов и слов в речи, пении, декламации; одна из важнейших сторон культуры речи, имеющая особенно большое значение для артиста (чтеца, актера, вокалиста) и оратора. Образцовой Д. должен обладать диктор (лат. «говорящий») — работник радио и телевидения, произносящий текст в эфире. ДИЛЕТАНТ (от итал. «услаждать», «восхищать»). В искусстве — человек, склонный к занятиям тем или иным видом искусства, к-рое однако, не является для него призванием или основной профессией. Поэтому, хотя Д. может обладать ху-дожественными способностями и приобрести определенные навыки, его деятельность носит более или менее поверхностный характер, а выражение «дилетантское искусство» содержит несколько пренебрежительную оценку. ДИОРАМА (от греч. «через, насквозь» и «вид, зрелище»), особая (наряду с панорамой) разновидность изобразительного искусства, в к-рой живопись дополняется другими художественными средствами, приближаясь отчасти к театральной декорации. С театром Д. роднит подобие сцены,сочетание живописи с бутафорными (см. Бутафория) или реальными предметами, искусственное освещение. Обычно Д. имеет вид сравнительно невысокого полуцилиндра значительных размеров, внутри к-рого всю вертикальную поверхность занимает живопись, а горизонтальную — предметный план, макет; зритель находится перед большим проемом в передней стенке Д. Как и панорама, Д. дает иллюзию обширных пространств и изображает преимущественно батальные сцены, документально точно изображая историческое событие. ДИПТИХ (от греч. «вдвое сложенный»), двухчастный складень с рельефными (см. Рельеф) или живописными изображениями, широко распространенный в искусстве средневековья. Д. получил распространение и в изобразительном искусстве XX в.: в живописи и графике. Двухчастность дает возможность художнику в рамках одного композиционного замысла контрастно противопоставить два образа (напр., изображение одной модели в юности и старости; два времени года; два пейзажа одного города и т. д.). Многие композиторы успешно проявляли себя и в Д.и., дирижируя исключительно или преимущественно собственными произведениями (в ХГХ в. это И.Штраус, Г.Берлиоз, Р.Вагнер). К кон. ХГХ в. формируется фигура профессионального дирижера, к-рый исполняет музыку других композиторов и является при этом самостоятельным художником, посредником между автором и слушателем. Дирижер стремится передать в своем исполнении замысел автора, но в том, как он понимает, чувствует, передает этот замысел, проявляется и его собственная, неповторимая творческая индивидуальность. Поэтому исполнение одних и тех же произведений разными дирижерами всегда отличается по своему пафосу. Д. и. требует особых волевых и эмоциональных качеств, к-рые позволяют дирижеру не просто подчинить себе исполнителей, но увлечь их своей интерпретацией, достичь взаимопонимания, помочь каждому раскрыть свои творческие возможности. Такими дирижерами-художниками в XIX и нач. XX в. стали нем. музыканты Г. фон Бюлов, Ф.Мотль, А.Никиш. И в последующие десятилетия нем. школа занимала особое место в мировом Д.и. (Ф.Вейнгартнер, Б.Вальтер, О.Клемперер, В.Фурт-венглер, позже — Г. фон Караян и др.). Итальянское Д.и. прославили А.Тосканини, Т.Серафин, в наши дни - К.Аббадо, Р.Мутти и др. В ряду крупных дирижеров — грек Д.Митропулос, швейцарец Э.Ан-серме и др.
 
« Пред.   След. »