фильмоскопы и дапроекторы | Печать |
Второе значение Д.т. — это спектакли, к-рые ставит профессиональный режиссер и в к-рых играют дети, а также постановки или их фрагменты, к-рые ставит режиссер-педагог, ведущий предмет «Театр» в общеобразовательной школе. В этой области суще-ствуют два основных подхода. Для педагога занятия театром — средство, а цели его носят в основном образовательный, воспитательный и терапевтический характер. Профессиональный режиссер, работающий с детьми, стремится прежде всего достичь художественного результата. ДЕФОРМАЦИЯ {лат. «искажение»), явное изменение художником зрительного образа изображаемого предмета. Осуществляя свой замысел, художник всегда трансформирует облик вещей, одни признаки усиливает, другие опускает вовсе. Когда это акцентирование и отбор очевидны, особо значимые элементы резко выделены за счет других, формы явно искажены ради максимальной выразительности, это называют Д. Она сильна в первобытном, детском, т. наз. примитивном искусстве и во многих направлениях профессионального искусства XX в. (см. Экспрессионизм; Фовизм; Кубизм; Сюрреализм и др.). Переходя меру, превращаясь в самоцель, Д. становится разрушительной. Д. возможна и в литературе: в повести Н.Гоголя «Нос» она играет не меньшую роль, чем в кубистическом портрете Пикассо. С оговорками можно применить термин «Д.» и к музыке (нарочитое искажение традиционных музыкальных форм, «обман» слушательских ожиданий и т. д.). Д. соприкасается с такими понятиями, как гротеск, пародия, фантастика, абсурд и др. Другое значение Д. — искажение, к-рое претерпевает произведение (обычно скульптура или рельеф) при восприятии в опреде-ленном ракурсе (напр. снизу). Предвидя это, автор вносит в работу «оптические поправки», крые сами выглядят как Д. при про-смотре в обычных условиях. Д. называют также частичное разрушение произведения под воздействием времени и других естественных причин. Эти Д. исправляются консервацией и реставрацией. ДЖАЗ (от англ. слова, означающего ободряющий выкрик у негров), род профессионального музыкального искусства. Возник в южных штатах Америки на рубеже XIX—XX вв. в результате синтеза элементов африканской и европейской музыкальной культуры. Первоначально так назывались небольшие оркестры, а также исполняемая ими музыка. Негритянская народная песня стала первоосновой Д. Вокальная линия, в к-рой нашли преломление и англ. духовные гимны, и интонации европейских мелодий, и острый, синкопированный ритмический рисунок, создали необычный художественный гибрид, оказавшийся на редкость жизнеспособным. Для Д. характерны неакадемические способы звукоизвлечения, интонирования, искусство импровизации, нередко доведенное до виртуозности. СтилистикаД. предполагает ведущую роль ритма, метрической пульсации, получившей название «бит» (от англ «удар», «биение»). Разновидностью Д. были блюзы, рэгтаймы. В нач. XX в. складывается новоорлеанский стиль Д., для к-рого характерна коллективная импровизация мелодической группы оркестра (кларнет, корнет, тромбон) на фоне аккомпанемента, исполняемого ритмогруппой (ударные, духовые, контрабас, банджо, фортепиано). Для чикагского стиля 20-х гг. характерна сольная импровизация после коллективного изложения основной мелодии. Родилось первое поколение известных талантов Д., в т. ч. трубачи К.Оливер и Л.Армстронг, в руках к-рых выразительные возможности инструмента предстали поистине безграничными, выполняя функцию вокальной партии. Большую известность приобрели нью-йоркские оркестры Ф. Хендерсона, Дюка Эллингтона и др. Качество игры музыкантов воз-растало, в него приходили белые музыканты (Б.Бейдербек). Увеличившееся число музыкантов (до 20 человек) привело к необходимости выделения аранжировщика, в задачу к-рого входила подготовка оркестровой партитуры, ее запись, проведение репетиций. Вдохновенные импровизации, ставшие уделом солистов, создавались непосредственно на глазах у слушателей. Изобретательность в тематической разработке материала шлифовалась на т. наз. сессиях, где музыканты играли для себя, обмениваясь опытом. После второй мировой войны на авансцену выступило новое поколение джазистов, к-рое вдохновение непосредственных импро-визаций заменило точным расчетом и профессиональным мастерством. Создан «горячий» стиль би-боп (звукоподражательное сло-во), для к-рого характерны насыщенные диссонансами темы с усложненными ритмикой, гармонией, фразировкой, В противовес ему возникает стиль кул (от англ. «прохладный»), отличающийся мягким звукоизвлечением, спокойной исполнительской манерой, соединяющей виртуозную импровизаторскую технику с традиционными полифоническими приемами идр. На основе биг-бэндов возникли стиль прогрессив и т. наз. третье течение, синтезировавшее Д. и современную музыку. С 1950-х гг. появились новые джазовые направления, школы, стили: хард-боп (от англ. «твердый»), фри-джаз («свободный»), джаз-рок и др. В результате взаимодействия Д. с модными танцевальными ритмами и фольклором возникли рок-н-ролл, босса-нова (джаз-самба), соул. Д. оказал влияние на творчество композиторов К.Дебюсси, М.Равеля, И.Стравинского, Д.Мийо, П. Хиндемита, Дж.Гершвина, Л.Бернстайна и др. С нач. 20-х гг. интерес к Д. проявился в нашей стране: «Эксцентрический джаз-банд» В.Парнаха (Москва 1922) - первый в России. Наиболее заметным стал «Теа-джаз» Л.Утесова (Ленинград 1929), осуществивший ряд эстрадных постановок и снявшийся в фильме «Веселые ребята» (1934). С сер. 1950-х гг. Д. стал профессиональным исполнительским искусством, возникли оркестры О.Лундст-рема (Москва), К.Певзнера (Тбилиси), Р.Паулса (Рига) идр. ДЗАННИ, уменьшительное от имени Джованни, один из основных персонажей итал. комедии дель арте, слуга. Наиболее известные Д.: Бригелла — пройдоха, плут, ловкач, и Арлекин — простак и увалень. Исполнение ролей Д. строилось на импровизации, насыщенной элементами сатиры, отличалось обилием шуток, острот, забавных трюков. Д. принимали активное участие в развитии сюжетной интриги. Д. комедии дель арте оказали большое влияние на образы слуг, созданные Мольером, К.Гольдони идр. ДИАЛОГ (греч. плат, «собеседование», «обмен высказываниями», «разговор двоих»), форма устной речи, к-рая осуществляется через обмен репликами. В драматическом произведении Д. — основная форма организации речи персонажей. Умение строить Д. — важный показатель мастерства драматурга. Через Д. актеров театральный зритель ощущает динамику действия, с помощью Д. достигается эффект реальности происходящего на сцене, потому что Д. — самая привычная форма общения между людьми. Содержание Д. заключено не только в словах, но и в молчании, паузах между ними, и в интонации. Часто монолог персонажа является скрытым Д. с самим собой, с воображаемым лицом или со всем миром, к-рый как бы призывается в свидетели. Д. называют также жанр публицистики и философии, когда идея автора излагается в форме столкновения двух или нескольких точек зрения. Первый и самый выдающийся пример — диалоги Платона. ДИАФИЛЬМ (от греч. «через» и англ. «пленка»), расположенные в определенной последовательности позитивные черно-белые или цветные фотоизображения (обычно 50—70) на кинопленке или стекле,(диапозитивы, иначе слайды), объединенные сюжетом и литературным текстом. Д. просматриваются на просвет или посредством фильмоскопов, диапроекторов — на экране. Первый проектор, дающий увеличенное изображение предмета на экране, т. наз. волшебный фонарь, был изобретен Кирхером в сер. XVII в. Д. появился в ХГХ в. Особенно популярен он был на Британских островах: до появления кино церковные и школьные организации часто устраивали просмотры серий диапозитивов, иллюстрирующих библейские истории, популярные книги или фрагменты исторических событий.
 
« Пред.   След. »