Про тюз и Втюз | Печать |
В 1918 г. в России история вызвала к жизни специальный Д.т., к-рый быстро получил более емкое обозначение — Театр юного зрителя, или ТЮЗ. Двадцатые годы были временем массового создания Д. т.: в 1921 г. открывается Московский театр для детей, в 1936 г. он преобразовывается в Центральный детский театр (ЦДТ), сейчас это Российский академический молодежный театр; в 1922 г. начинают работу Театр юного зрителя в Петрограде, нынеЛенТЮЗ; в 1927 г. создается Московский ТЮЗ. Деятели культуры, создававшие профессиональный драматический и музыкальный театр для детей (А.Луначарский, С.Маршак, Н.Сац, А.Брянцев и др.), рассматривали его как одно из звеньев общей программы воспитания детей. Феномен театра, по-лучившего наименование «детский», и состоит в соединении педагогических и художественных задач. Советский Д.т. стал своеоб-разной «эстетической десятилеткой»: Т. начальных классов, Т. младших подростков (10—13 лет), старших подростков (13-16 лет) и Т. юности,— все под одной крышей, делимые по возрасту зрителя и не делимые по художественно-педагогическим убеждениям. В ТЮЗах работали Педагогические части, к-рые от пропаганды искусства собственного Т. перешли к широкой образовательно-просветительской деятельности среди детей, молодежи, учителей. Герои спектаклей соответствовали требованиям жизни. В 20-е гг. главное действующее лицо в Д.т. — беспризорник, позднее — подросток, помогающий взрослым восстанавливать страну. С 30-х гг. ведущее место на ТЮЗовской сцене занимает школьник, и проблемы школьной жизни на многие годы становятся драматургическим материалом. Другой важной составной частью ТЮЗовского репертуара была классическая драматургия. Классику ориентировали на юношес-кую и молодежную аудиторию, поэтому, когда ставили Шекспира, то «Ромео и Джульетту», а не «Макбета», когда Мольера, то «Мещанина во дворянстве», а не «Дон Жуана». И еще о специфике Т. для детей и юношества: в нем возникло уникальное театральное амплуа — актрисы-травести, к-рые исполняли роли мальчиков-подростков. Таких героев было много в спектаклях, посвященных историческому прошлому страны. Преобразования в стране, начавшиеся в 90-е гг., коснулись и Д.т. как части общего театрального процесса. Освободившись от идеологического контроля, самостоятельно формируя репертуар, осознав себя полноценным Т. без разговора о «специфике», наши Д.т. стали явно отклоняться от детского зрителя в сторону молодежи, молодых взрослых. На сегодняшний день в России более 30 профессиональных Д.т. Часть из них окончательно сменила название на Молодежный Т., часть добавила к детям молодежь, а часть осталась по-прежнему ТЮЗами, художественные достижения к-рых, однако, лежат в плоскости Т. для молодежи. Наметившаяся в последнее десятилетие и отмеченная театроведами тенденция разделения театрального искусства на массовое и элитарное, коснулась и Т. для детей и молодежи. Для узкого круга ценителей и любителей, как правило, на малой сцене ставятся спектакли экспериментальные, оригинально трактуется классика, воплощается драматургия, ранее невозможная в ТЮЗе: Л.Андреев, М.Булгаков, А.Платонов, Э.Ионеско, С.Мрожек, Ж.Жироду. А в больших залах играют спектакли зрелищные, му-зыкальные, спектакли-шоу, рассчитанные на самый широкий круг зрителя, может быть пришедшего в Т. в первый раз.
 
« Пред.   След. »