Декоративность | Печать |
ДЕКОРАТИВНОСТЬ, характеристика художественного произведения, говорящая об особенностях его композиции и колорита, рассчитанных автором на декоративный эффект, т. е. на украшение картиной или скульптурой определенной пространственной среды. Данная характеристика может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. О произведении станкового искусства порой отзываются как о «чисто декоративном», имея в виду поверхностность замысла. Когда же Д. характеризует органическую связь с архитектурой, это крупное достоинство живописного или скульптурного произведения. ДЕКОРАЦИЯ (от лат. «украшение»), создание на сцене живописными, изобразительными архитектурными средствами зрительного образа спектакля. Д. создает сценограф. В зависимости от характера постановки Д. выполняет разные задачи. Она может создавать эмоциональную атмосферу спектакля, служить красивым фоном действия, воспроизводить исторически правдивую обстановку, выражать идею спектакля в символической форме, просто предоставлять «удобное» место для игры актеров и т. д. Основные типы театральной Д. следующие. Кулисная Д. — когда кулисы, на к-рых изображены части Д., располагаются по бокам сцены, перекрывая от зрителя закулисное пространство. Кулисы могут быть мягкие, навесные или жесткие на рамах, иногда с фигурным контуром (деревья, листва и т. п.); кулисы передвигаются в специальных щелях по полу, с помощью особых механизмов. Впервые эта система была применена Д.Алеотти в дворцовом театре Фарнезе в Парме (1628). Кулисио-арочиая подъемная Д. возникла в Италии в XVII в. Она представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными на ней стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями. На сцене подвешивали до 75 таких кулисных арок, фоном для к-рых служил задник или горизонт. Павильонная Д. впервые применена в 1794 г. нем. актером и режиссером Ф.Шреде-ром. Она изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под обои, доски, кафель и т. д. Стенки могут быть глухими или иметь проемы для окон и дверей, за к-рыми обычно ставятся «заспин-ники» — холсты на рамах, изображающие пейзажи или архитектуру. Объемная Д. в театре нового времени впервые появилась в спектаклях Мейнингенского театра в 1870 г. Там наряду с плоскими стенками начали применяться объемные детали: станки прямые и наклонные (пандусы), лестницы и др. сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен и т. д. Для смены частей объемной Д. используются фурки, круг поворотный идр. виды техники сцены. Объемная Д. позволила режиссерам строить мизансцены на «изломанном» полу (планшете сцены), находить разнообразные конструктивные решения, благодаря к-рым выразительные возможности театрального искусства необычайно расширились. Проекционная Д. была впервые применена в 1908 г. в Нью-Йорке. В ее основе — проекции с диапозитивов цветных и черно-белых изображений. Экраном могут служить задник, горизонт, стены, пол и т. д. Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и т. п. мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега и т. д.). Часто употребляется прием симультанной Д., когда Д. различных мест действия показываются одновременно в течение всего спектакля. С.д. получила распространение еще в ср.-век. театре (см. Мистерия), но встречается и в театре XX в. (напр. «Лисистрата» Аристофана, художник И.Рабинович, режиссер В. Немирович-Данченко, 1928). Из условных Д. наиболее часто употребляются т. наз Д. в сукнах. В нач. XX в. мягкие сукна (драпировки) нейтрального цвета, собранные в складку, а также ширмы были использованы англ. режиссером Г. Крэгом в спектакле «Рос-мерсхольм» Г.Ибсена. Позднее (в 1911 г.) Крэг для оформления «Гамлета» в Московском Художественном театре применил ширмы. Швейцарский художник А. Ап-пиа монтировал сукна в сочетании с колоннами, площадками и лестницами (опера «Парсифаль» Вагнера, 1910). Пространственная Д. рассчитана на окружение сцены зрителями со всех сторон. Встречалась еще в ср. -век. театре. В нач. XX в. использовалась при постановках трагедий на арене цирка («Царь Эдип» Софокла, режиссер М.Рей-нхардт, 1910; «Макбет» Шекспира, режиссер Ю.Юрьев, Петроград, 1918). В современной театральной Д. могут сочетаться все возможные системы и приемы. Сценографы используют новейшие технические возможности (компьютер, голограмму или лазерный луч) (см. Сценография).
 
« Пред.   След. »