декоративное искусство | Печать |
ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, произведения живописи и скульптуры, являющиеся частью архитектурного ансамбля и предназначенные для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или интерьера. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (отлат. «украшаю»), одна из главных областей пластических искусств (наряду с архитектурой, изобразительным искусствами). Д.и. вместе с архитектурой формируют окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Д.и. подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (архитектурный декор, росписи, декоративные рельефы, статуи, витражи и мозаики на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия), оформительское искусство (оформление празднеств, экспозиций на выставках и в музеях, городских витрин и т. д.). Художественные качества произведений Д. и. полнее раскрываются при восприятии их в ансамбле, для к-рого они предназначены. Д.и. во многом связано с худо-жественной промышленностью и дизайном. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (от ля/я. «украшаю»), вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. В сферу Д.-п.и. входит все многообразие бытовых предметов (мебель, посуда, одежда и т. д.). Самым древним видом украшения является орна-мент. Как вид художественного творчества Д.-п.и. окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. С расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер Д.-п.и. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки получают в Д.-п.и. значение особо активных средств эстетического воздействия. Включенное в повседневную жизнь людей, Д.-п.и. наряду с архитектурой и дизайном является постоянно действующим фактором эстетической организации среды.
 
« Пред.   След. »