Дадаизм дебют и дедиус | Печать |
ДАДАИЗМ (от фр. «конек, деревянная лошадка», «детский лепет»), литературно-художественное течение, оформившееся в 1916—22 гг. Д. сложился в Швейцарии, после 1920 г. многие дадаисты обосновываются в Париже (М.Дюшан и др.). Они создавали нарочито алогичные, иногда абстрактные (Ж.Арп), иногда составленные из реальных бытовых предметов композиции. Произведе-ния, а также театрализованные выступления дадаистов в военные годы, по мысли их авторов, призваны были выразить протест против хаоса войны. После войны фр. абстрактные дадаисты ратовали за искусство, лишенное социальной функции (А.Бретон). Нем. политические дадаисты выступали против милитаризма (Ж.Грос, Дж.Хартфилд). ДЕБЮТ (фр. «начало»), начало, первое публичное выступление на любом поприще. С XVIII в. в западноевропейском и рус. театре Д. приобрел характер публичного испытания актера перед зачислением его в труппу. В крупных театрах актерам давали три Д., в отдельных случаях — до десяти. В современных театрах термин «Д.» сохранил лишь значение первого выступления. ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. «моление»). Ряд икон, в центре к-рых триптих: Христос, справа от него — Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу. Д. мог быть изображен на одной доске, мог быть воплощен в скульптуре, в рельефах (широкое распространение в России имели медные складни). Д. называется также главный ряд (чин) икон в многоярусном иконостасе, изображающих в иерархической последовательности Богоматерь, архангелов, апостолов, святых, предстоящих перед Христом в молитвенных позах. Д. был представлен в право-славных иконостасах иконами самого большого размера (в сравнении с другими рядами икон — местным чином, праздничным, праотеческим).
 
« Пред.   След. »