Про грим в искусстве | Печать |
ГРИМ (фр:. «роль забавного старичка»), искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок (т. наз. грима), пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр., в соответствии с требованиями исполняемой роли. Работа актера над Г тесно связана с его работой над образом. Характер Г зависит от художественных осо-бенностей пьесы и ее образов, от замысла актера, режиссерской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников изменения внешности. Традиционный характер театров нек-рых стран Востока, связанных при своем возникновении с древнейшими ритуальными обрядами, объясняет частичное сохранение в них, вплоть до нашего времени, канонического, условного по рисунку и краскам Г. Разрисовка лица актера была близка по типу к маске и иногда заменялась ею. Народные актеры средневековья (скоморохи, жонглеры) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений, употр ебляя в то же время и маски. Участники мистерий, моралите (XV—XVI вв.) пользовались как фантастическими масками, так и примитивно-реалистическим Г Театр классицизма (XVII—XVIII вв.), считавший нормой прекрасного «облагороженную природу», создавал идеализированный, обобщенный Г Во 2-й пол. XVIII в. делаются попытки придать Г большую характерность, индивидуальную выразительность. Развитие реализма в рус. театре XIX в. привело к расцвету искусства Г. В творчестве актеров М.Щепкина, А.Ленского, В.Давыдова, М.Савиной, А. Южина, О.Садовской, оперных артистов Ф.Стравинского, И.Ершова и особенно Ф.Шаляпина Г. был строго подчинен исполнительскому замыслу. Важнейшее значение Г в работе над ролью придавал К. Станиславский, указывая на необходимость исходить в поисках Г. из внутренней сущности образа. С этого времени в театре появляется должность художника-гримера, творческого помощника режиссера и сценографа. В основных спектаклях Московского Художественного театра Г. были выполнены под руководством художника-гримера Я. Гремиславского. ГРОТЕСК (от итал. «грот», «пещера»), художественный прием, заключающийся в резком преувеличении, смещении, странном сочетании элементов изображаемой действительности. Происхождение термина связано с тем, что в XV— XVI вв. в Италии на стенах гротов (античных руин) были обнаружены орнаменты с изображением животных и растений в причудливых, странных сочетаниях. Г. содержит в себе, с одной стороны, элементы сатиры, карикатуры, с другой — фантастики. Но, в отличие от первых двух, Г никогда не имеет целью смешить и развлекать. А в отличие от фантастики, он, во-первых, всегда содержит резкое, вплоть до болезненности, неприятие той действительности, к-рую изображает. Во-вторых, Г. никогда не порывает связи с этой неприемлемой для него реальностью, не уходит в изображение фантастических миров. Г. требует узнаваемости мира, изображенного в столь уродливо-фантастическом виде. Поэтому, в частности, он не свойственен абстракционизму или последовательному абсурдизму. Изображение странных и болезненных образов, живущих лишь в подсознании художника, тоже не достигает художественной силы Г. Яркие примеры Г. содержит ср.-век. искусство, напр. образы химер готических соборов, картины И.Босха и П.Брейгеля, офорты Ф.Гойи; в литературе — сочинения Дж. Свифта, Э.ТА.Гофмана (напр., «Крошка Цахес»), Н.Гоголя («Нос» идр.), М. Салтыкова-Щедрина, позже — Ф. Кафки, А.Платонова и др. Проявления Г. в музыке находят в опере (музыкальная характеристика Яго в опере Дж. Верди «Отелло»). В программной музыке (напр. зловеще-сатирическая тема «нашествия» в 7-й симфонии Д.Шостаковича), а также в самом характере музыкального языка некоторых ведущих ком -позиторов XX в.: И.Стравинского, С.Прокофьева, Шостаковича. ГУАШЬ (отитал. «водяная краска»), красочный материал. Г сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большой кроющей способностью. Г. работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водой. В отличие от акварели и подобнотемпере, живопись Г ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании Г светлеет; подобно другим графическим техникам, не может находиться «на свету» продолжительное время. Г. - техника, к-рую, в отличие от акварели, принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.
 
« Пред.   След. »