Грация | Печать |
ГРАЦИЯ (от лат. «милый»), от Граций древнеримской мифологии, тождественных др.-греч. Харитам («милость», «доброта»). Эти богини воплощали в себе радостное, вечно юное начало жизни; они близки Афродите, Аполлону, Музам, связаны с ремеслами и художественной деятельностью. Термин «Г.» в современном смысле применяется, начиная с эпохи Возрождения, и означает то, что придает живое очарование правильным (и даже не вполне правильным) формам в жизни и в искусстве. Г. проявляется, прежде всего, в свободе, изяществе, непреднамеренности движений, к-рые лучше, чем красота застывшей неподвижной формы, раскрывают красоту души. Позже вырабатывается представление о «моральной Г.», проявляющейся в грациозности движений. («Младенческая грация души //Уже сквозит в любом ее движеньи» — Н.Заболоцкий, «Некрасивая девочка».) Понятая как особая форма внешнего проявления духовной, нравственной красоты, Г. близка к калокагатии. В области искусства о Г. говорят, в первую очередь, применительно к хореографии, пластике движений актера. Но Г. может быть присуща и произведениям других искусств, когда им свойственна легкость, «полетность», изящество, тонкость и точность исполнения. В этом смысле грациозны, напр., картины С.Боттичелли, сочинения многих композиторов XVIII в., оперы Дж. Россини; грациозны такие стихотворения, как «Я помню чудное мгновенье» А.Пушкина или «То было раннею весной» А.Толстого, хотя содержание большинства подобных произведений и не исчерпывается этим единственным признаком. ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ, григорианский хорал — традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин «Г.п.» происходит от имени Григория Двоеслова — папы римского (590— 604), с к-рым связано окончательное становление богослужебного пения на Западе. В основных чертах Г.п. сложилось в VIII—IX вв. в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов. Самые ранние из дошедших до нас рукописей, используемых в процессе Г.п., относятся в кон. VIII в., они содержат только тексты (языковая их основа — латынь, нек-рые песнопения пелись на греч. языке, тексты брались в основном из Библии), иногда сопровождаемые указанием на «глас», что свидетельствует о господстве устной традиции. Первые йотированные рукописи появились в IX в. Подлинное Г.п. монодийно (в исполнении сочетаются пение солиста или группы солистов и мужское хоровое пение в унисон), обладает"большой силой воздействия на чувства и сознание верующих. Ритмике древнейшего Г.п. было свойственно множество тончайших нюансов. Уже в IX в. Г.п. становится основой ранних форм европейского многоголосия, где григорианский напев, используемый в одном из голосов, получил название «кантус фирмус» (строгий напев). С развитием полифонической музыки все большее внимание уделяется изощренности свободных голосов. С отходом от освященных церковью григорианских напевов, европейское многоголосие начинает все более принадлежать музыкальному искусству и все менее — богослужебному пению. На Триден-тском соборе (1545—1563) отцы Западной церкви составили декрет о запрещении полифонической музыки, однако, под влиянием исп. духовенства и императора Фердинанда, Собор это решение отклонил. Реконструкция мелодий Гп. началась во 2-й пол. ХГХ в. усилиями фр. ученых-бенедиктинцев. ГРИЗАЙЛЬ (отфр. «серый»), монохромная (одноцветная) живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. Г. в виде декоративной настенной росписи или панно обычно имитирует скульптурный рельеф. В станковой живописи техника Г. применялась (и отчасти применяется) для выполнения вспомогательных работ — при выполнении подмалевка или эскиза; в этом случае живописцы однотонную живописьлюбого цветового оттенка называют Г. Г. называются также фр. расписные эмали эпохи Возрождения из города Лиможа.
 
« Пред.   След. »