Про гравюру | Печать |
Одновременно в европейском искусстве начинают происходить события, предвещающие новую эпоху. В Италии возникает поэзия т. наз. «сладостного нового стиля»; создают свои произведения Данте и Петрарка, работают такие живописцы, какЧимабуэ, Джотто, Т. Галди и др. Хотя хронологически эти выдающиеся явления мирового искусства принадлежат эпохе Г., и даже не последнего ее периода, по духу и стилю они уже отличаются от нее, и их принято относить к Проторенессансу (предвозрождению). ГРАВЕР (от фр. «вырезать»). В изобразительном искусстве — художник, создающий средствами гравюры оригинальные художественные произведения или воспроизводящий произведения других авторов. ГРАВЮРА, раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравированной доски. Отдельное произведение этого раздела графики также называется Г Г. бывают оригинальными и репродукционными. Оригинальной называется Г, целиком исполненная самим худоджником. Реп-родукционная Г. обычно воспроизводит, с различной степенью полноты и точности, выдающиеся произведения живописи с целью их популяризации. По назначению Г. делятся в основном на станковую (рассчитанную на самостоятельное существование, коллекционирование или украшение интерьера) и книжную. Создавая рисунок, предназначенный для Г., художник задумывает композицию с учетом, что при печати изображение предстанет «перевернутым» справа налево. Нек-рые граверы пользуются зеркалом для того, чтобы заранее учесть этот эффект. Художник также заранее должен учесть, какие фрагменты при печати должны будут иметь белый цвет, какие — черный. Г. может быть и цветной, при печати с нескольких досок. Выразительность Г. в значительной степени зависит от того, на какой доске (ос-нове) выполнено произведение — на линолеуме, дереве, металле, камне. Печать позволяет тиражировать оригинальное произведение, делая с одной авторской доски несколько оттисков. Поэтому Г. называют тиражной графикой. Основные этапы исполнения Г.: перевод подготовительного рисунка с бумаги на поверхность доски, гравирование в собственном смысле и печатание. Разновидности гравюрной техники различаются в основном по способам гравирования: офорт (Г. на металле), ксилография (Г. на дереве), линогравюра, Г. на камне и др. Основные материалы Г. — металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальмовое, грушевое и др.), линолеум. Обработка гравюрной доски производится или механическими сред-ствами, т. е. при помощи инструментов из металла (штихеля, гравировальной иглы, специального ножа и др.), или же травлением кислотою. Когда углубления поверхности обработанной доски соответствуют белым частям отпечатка, Г. называют выпуклой, при соответствии же черным его частям — углубленной.
 
« Пред.   След. »