Нотр-Дам | Печать |
Нотр-Дам вмещал до 10 тыс. человек. Внутренняя высота нек-рых соборов достигала 48 м, высота башен превышала египетские пирамиды. Башни готических соборов и ратуш были одновременно сторожевыми башнями-каланчами и выражением завоеванных политических свобод (право на постройку высокой башни «беффруа» оговаривалось в договорах общин с феодалами). С целью увеличения пространства собора архитекторы Г. пришли к новой системе постройки. Основанием здания является каркас из столбов и опирающихся на них арок из тщательно отесанного камня. Но эмоциональное воздействие стиля Г. определяет стрельчатая остроконечная арка, подобная пламени свечи (позднюю Г. иногда образно называют «пламенеющей»). Являясь ведущим арх. мотивом, она ритмически организует и подчиняет себе все компоненты здания и на фасаде, и в интерьере, увлекая человека ввысь. Готический собор в отличие от романского (см. Романский стиль) был обращен к человеку: общение с Богом начиналось для него при подходе к храму, — его фасад представлял картину мира. Жизнь Христа, ветхозаветные сюжеты были отражены в сотнях скульптурных образов, организованных на плоскости фасадов (южном и северном) , в порталах соборов таким образом, что человек мог их понять, прочувствовать отдельные сюжеты и фигуры, поклониться им. Скульптуры располагались фризами. В каком-то смысле роль фасада готического собора сопоставима с ролью православного иконостаса. Композиционным и смысловым центром фасада являлась т. наз. роза, высеченная из камня, представлявшая синтез арх. замысла, скульптуры и живописи, поскольку она являлась каркасом для витража. Шедевры готической арх. широко представлены во Франции — в Париже, Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге; в Германии — Наумбурге, Бамберге и мн. др. городах Европы. Нек-рые соборы строились столетиями, напр. в Кельне или в Милане; многие остались незавершенными из-за отсутствия средств, изменения соци-альной ситуации и т. п. Стиль Г. нашел отражение и в книжной миниатюре, и в костюме той эпохи. Повсеместное следование стилю эпохи облегчали т. наз. Готические книги образцов. В искусстве Г. доминирует арх. и сопутствующий ей комплекс изобразительных искусств. Строго говоря, термин «Г.», «готический стиль» относится именно к ним. Но в этот период продолжается развитие всех других искусств. Формируется структура основного жанра ср.-век. европейской музыки — мессы. Получают развитие такие разные театральные жанры, как мистерия и моралите. На данный исторический период приходится расцвет музыкально-поэтического творчества нем. мейстерзингеров.
 
« Пред.   След. »