Герой в исскустве | Печать |
ГЕРОИЧЕСКОЕ (отгреч. «герой»), в искусстве — одна из категорий эстетики и в то же время один из видов пафоса художественных произведений. Г. — это художественное изображение, поэтизация мужества, самопожертвования, преодоления препятствий, часто ценой жизни героя. Г. обычно связано не просто с проявлением личной храбрости, а со стремлением к благородной цели, с поступками, заслуживающими признательной памяти народа. Г. — одно из проявлений возвышенного и родственно трагическому. Обычно Г. олицетворяется в художественном образе конкретного персонажа (Ахилл и другие эпические герои; персонажи рыцарской литературы; Давид в изображении Микеланджело). Но героика бывает присуща и массовой песне («Марсельеза» Руже де Лилля, «Священная война» А. Александрова), и симфонической музыке. Так, 5-я «Героическая» симфония Л.Бетховена, хотя и была вдохновлена в какой-то мере деяниями конкретного человека (Бонапарта), не содержит, конечно, к.-л. «музыкального портрета» героя, а воздействует героическим пафосом, выраженным в самой музыке. Героико-романтическое начало ярко проявляется в операх В.Беллини, Дж.Верди, Р.Вагнера, в живописи Э. Делакруа. В то же время понимание Г. в романтизме, связанное с культом исключительной личности, противопоставлением героя толпе, ведет в дальнейшем к индивидуалистической трактовке Г., к культу «сильной личности» как таковой, к идее «сверхчеловека» и т. д. Это находит отражение в творчестве Р. Вагнера, в философско-художествен-ных сочинениях Ф.Ницше, у Р.Киплинга, отчасти — у Н. Гумилева и др. ГЕРОЙ (греч. «полубог» и «обожествленный человек»), в искусстве — тип персонажа. В античном искусстве Г. обычно существо полубожественного происхождения (один из его родителей — бог или богиня), реже — человек, обладающий сверхчеловеческими способностями (моральной и физической силой, даром предвидения и перевоплощения и т. д.). В искусстве более позднего времени, в ср. века и в эпоху классицизма Г. — человек благородного происхождения, исключительных духовных качеств, действия к-рого должны служить образцом. Г. в этот период развития культуры всегда масштабен, он играет, как правило, важную историческую роль, участвует в социальных конфликтах, от его поведения зависят судьбы других людей, исход сражений, ход политических событий и т. д. Начиная с XIX в. Г. стали называться и комические персонажи, т. е. Г. теряет свою исключительную положительность и значимость образца, сохраняя, однако, свое цен-тральное место в художественном произведении — он всегда главный персонаж. С приходом реализма и натурализма Г. становится во всем подобен обычному человеку, причем особо подчеркивается его зависимость от внешних условий — социальных и даже биологических, к-рые полностью определяют его характер и поведение. Постепенно в критике XIX и особенно XX в. появляется употребление словосочетания «главный герой» и «второстепенные ге-рои», т. е. Г. становится неотличим от персонажа.
 
« Пред.   След. »