ГЕНЕРАЛ-БАС | Печать |
ГЕНЕРАЛ-БАС (нем. «общий бас»; бассо континуо, цифрованный бас) — басовый голос с цифрами, обозначающими созвучия, на основе к-рого исполнитель строит аккомпанемент. Условность записи подразумевает элемент импровизации исполнителя-органиста (кла-весиниста). Г-б. как тип сопровождения сложился в Италии во 2-й пол. XVI в., когда аккомпанемент был еще необязательным, но уже желанным элементом исполнения полифонических сочинений (см. Полифония). Необходимость акком-панемента — отражение новых музыкально-эстетических устремлений кон. XVI в., выдвинувших, в частности, идею солирования (см. Соло, Солист). Она воплотилась в новом типе композиции с Г.-б., где взаимодействуют один или несколько ведущих мелодических голосов и многоголосное сопровождение. Распространение Г.-б. связано с развитием гомофонии в европейской музыке кон. XVI — сер. XVIII в. («эпоха Г.-б.»). Образцы Г.-б. представлены в большинстве сочинений К. Монтеверди, Г.Пёр-селла, А.Корелли, А. Вивальди, Ж.Рамо, И.-С.Баха, Г. Генделя и др. ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ (от лат. «всеобщий» и «повторение»), последняя полная репетиция перед премьерой спектакля, эстрадной и цирковой программы, симфонического концерта, к-рая идет почти всегда в присутствии зрителей. В широком смысле Г.р. называют пробное исполнение, последнюю проверку перед осуществлением к.-л. важного действия. ГЕНИЙ, в искусстве — высшая оценка творческих возможностей художника. В лат. мифологии Г. — божество, олицетворяющее творческие силы мужчины. Говоря о Г применительно к искусству, в прошлом подразумевали существо, воздействие и помощь к-рого проявляется в творчестве выдающегося художника («Г. такого-то»); затем Г. стали называть самого художника («Такой-то — Г.»). Иногда под Г. подразумевают высшую степень таланта. Существуют и попытки не только количественно, но и качественно различить гениальность и талантливость. Напр. Г., в отличие от таланта, создает новую эпоху в своей области; или: талант работает сознательно и планомерно, а Г. — по наитию; или: талант понятен обществу и потому имеет успех, а Г. слишком далеко уходит вперед и, в большинстве случаев, бывает понят и оценен лишь по прошествии времени, и т. п. В каждом конкретном случае эти критерии не гарантируют объективной и точной оценки, особенно когда речь идет о современных или близких по времени явлениях искусства. Но в оценке к.-л. как Г. всегда оживает первоначальное значение этого слова и трепет перед существом высшего порядка, к-рое способно создать нечто превосходящее все, что человек может сделать собственными силами.
 
« Пред.   След. »