Гармоничное искусство | Печать |
После кампании в прессе, обвинившей Штернберга и ряд других режиссеров в романтизации преступного мира, возник новый тип Г ф., в к-ром центральными персонажами стали полицейские («Неприкасаемые», режиссер Б.Де Пальма). Сенсационный успех имела гангстерская сага «Крестный отец» режиссера Ф.Копполы (1972, премия «Оскар»), «Крестный отец II» (1974, премия «Ос-кар») (см. «Ретро-фильм»). ГАРМОНИЯ (греч. «созвучие», «согласие»), понятие эстетики, означающее нечто противоположное хаосу, упорядоченность, согласие и соподчиненность частей целого. Гармоничными называются художественные произведения, в к-рых преобладает положительное отношение к изображаемой действительности, когда мир изображается словно в свете достижимого идеала; противоречия реальной жизни тоже изображаются в гармоничном искусстве, но они не разрывают целостность положительного образа мира, а находят примирение в свете этого идеала, не приводят к отрицанию мира, не ставят под сомнение основные ценности жизни. За Г. в искусстве угадывается Г. личности создавшего его автора, его отношений с миром в целом — если не в повседневной жизни, то, во всяком случае, в моменты творчества. Гармоничным можно назвать, в частности, искусство Фидия, С. Боттичелли, Рафаэля, И.-С.Баха, В.Моцарта, А.Вивальди, А.Пушкина и др., а также творчество (или отдельные произведения) многих художников меньшего масштаба. Гармоничное искусство способно гармонизировать душевный мир людей, к-рые к нему приобщаются. Г близка к таким понятиям эстетики, как прекрасное, мера и др. ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ, одна из важных элементов музыкального языка, взаимосвязь аккордов в их движении, на основе лада. Учению о Г посвящена целая отрасль музыкальной науки. Г. называют и отдельные аккорды или созвучия при характеристике их выразительности («красивая Г.», «жесткая Г.» и т. д.), а также круг выразительных аккордов или созвучий, заключенных в к.-л. произведениях или характерныхдля музыки определенного композитора. ГАСТРОЛИ (огнем, «гость» и «роль»), выступление артиста «в гостях», не на постоянном месте работы, а в другом городе или стране. Г. вносят праздничность и разнообразие в театрально-музыкальную жизнь. В дореволюционной России посто-янно гастролировали лучшие европейские музыканты (в т. ч. Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз), певцы, танцовщицы, драматические артисты. Русские артисты (А.Рубинштейн, Ф. Шаляпин и др.) имели триумфальный успех за рубежом. Если в прошлом гастролировали гл. обр. отдельные артисты, то со временем привычным явлением сделался выезд на Г больших коллективов: дра-матических и оперных трупп, симфонических оркестров, хоровых и танцевальных ансамблей с целым рядом спектаклей или концертных программ. Характерной чертой нашего времени являются постоянные Г. артистов эстрады, «звезд» поп- и рок-музыки. ГЕДОНИЗМ (от греч. «удовольствие»), в искусстве — отношение к художественному произведению, как к предмету, доставляющему удовольствие, в первую очередь своими непосредственными чувственными качествами (красотой цвета, звука, «музыкой» стиха, пластикой и т. п.). Эта сторона в искусстве действительно очень важна, но, за редким исключением (напр. нек-рые виды прикладного искусства), не сама по себе, а в связи с идейно-эмоциональным содержанием, к-рое с ее помощью выражается. Когда же ведущая роль этого внутреннего соцержа-ния игнорируется или отрицается, художественное творчество по существу превращается в одну из разновидностей т. наз. «индустрии развлечений».
 
« Пред.   След. »